Край родной


Куда ни пойдёшь в Коломне, куда ни бросишь взгляд – всюду история: большая или маленькая, смотрящая на нас из старины глубокой или только-только созданная руками современников. Коломна историческая – это не просто Коломенский кремль, храмы и монастыри, купеческие усадьбы и старинные домики с резными фасадами. Всё это – только основа, а вот нюансы не всегда находятся на виду. История, которую не рассказывают туристам в рамках экскурсий, но которую хорошо знают наши авторы. Что ещё мы не знаем о родной Коломне?

Коломенский трамвай: от Киева до Москвы

12 апреля на Чистопрудном бульваре в Москве прошёл «трамвайный парад» в честь 115-летнего юбилея столичного трамвая. В уникальной экспозиции из 15 вагонов разных эпох был представлен и наш, коломенский трамвай КМ, который долгие годы перевозил москвичей и гостей столицы.

В 1927 году жители Боброва, Митяева и Ямок получили «независимость» от всех...

Названия местностей города Коломны – Ямки, Митяево, Боброво ещё живы и многие могут локализовать их на карте или рассказать, где они находятся. А вот Поповка, Новая Стройка известны, наверное, только краеведам, и не всегда даже они точно могут рассказать, где эти места когда-то находились.
Автору статьи в Государственном архиве РФ удалось обнаружить уникальное неизвестное краеведам дело «О закреплении действующей городской черты г. Коломны» в 1927 году.
Интерес оно представляет в связи с приводимой картой по состоянию на 1926 год, на которой точно обозначены границы города, пригородов, названия некоторых городских территорий, исчезнувших с того времени. Имеющиеся в деле документы чётко указывают на год, время вхождения Ямок, Митяева, Боброва в черту города, освещают неизвестные страницы истории всех пяти пригородов.

Почему в Коломне нет троллейбуса?

В вышедшей в 1998 году книге Почётного гражданина города Коломны А.И. Кузовкина «Полувековой путь. Страницы истории коломенского трамвая» первая глава посвящена строительству троллейбусных линий в нашем городе. Несостоявшийся проект был списан на начавшуюся Великую Отечественную войну. Документы о строительстве раскиданы по нескольким архивам. Часть из этих документов ещё недавно была в закрытом доступе. Теперь, когда появилась возможность их изучения, история с коломенским троллейбусом выглядит несколько иначе.

Коломна глазами художников и путешественников

В этом году нашему любимому городу исполняется 840 лет. Красота и самобытность Коломны часто воспевается в различных литературных произведениях, художественных полотнах. Многочисленные фотографии разных лет дают представление о том, каким был наш город 50 и даже 100 лет назад. Однако фотоискусство появилось значительно позже и не может дать полной картины, которая помогла бы людям, интересующимся историей и архитектурой, получить представление о городе и коломенцах, живших несколько столетий назад. В нашем новом проекте, посвящённом грядущему юбилею, за основу берутся гравюры, картины, описания, сделанные художниками и путешественниками, побывавшими в Коломне в разные годы.

Коломенский клуб краеведов

Коломенский клуб краеведов – именно так, а не городской или районный, называется наш клуб. И не только потому, что клуб был организован в 1986 году при районной библиотеке имени И.И. Лажечникова совместно с городским краеведческим музеем. Ведь город не может жить в отрыве от района, а район – отдельно от города. На эту тему можно долго рассуждать. Скажу лишь одно – в истории всё взаимосвязано и неразрывно. Сейчас хочется вспомнить историю создания нашего клуба.

Зодчий XVIII века

Ежегодно Коломну посещают тысячи туристов. Гостей привлекает самобытность города, его древняя история и уникальная архитектура, где переплетаются всевозможные стили и направления. Особенно выделяются строения, возведённые под руководством известного российского архитектора XVIII века Матвея Казакова. «Коломенское» наследие этого блестящего творца и стало очередной темой нашей юбилейной рубрики «Коломна глазами художников и путешественников».

Речка Коломенка

В 1950-е –1960-е годы речка Коломенка была мелководной и чистой. В самой речке и по её берегам было много родников. Дно Коломенки на участке Городищи – Анина Дача – Лысцево и далее было чистым, песок чередовался с камнями (мелкими или большими). Мелководье чередовалось с небольшими омутами, в которых купались или ловили рыбу.

Коломна – центр конькобежного спорта страны

50 лет назад, 26 февраля 1969 года, постановлением Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР город Коломна был определён опорным пунктом олимпийской подготовки конькобежцев высокого класса. Наш город пополнил список главных центров организации тренировок кандидатов и членов сборной команды СССР по конькобежному спорту, в который входили всемирно известная «кузнеца рекордов» – высокогорный каток «Медео» под Алма-Атой и город Свердловск (ныне – Екатеринбург) со своей искусственной ледовой дорожкой на стадионе «Юность».

Война из фотоальбома. Коломенские госпитали

Коломна начало войны встретила обычным распорядком жизни. Но вскоре ситуация изменилась, жизнь стала перестраиваться на военный лад. Мобилизованные коломенцы уходили на фронт, на их место к станкам вставали женщины и подростки, крупнейшие заводы были эвакуированы на восток, а на оставшихся предприятиях стали выпускать военную продукцию

Великая Отечественная война: взгляд из архива

Городской коломенский архив хранит документы с 1863 года. В советское время был период, когда документы отправлялись в Центральный государственный архив Московской области, поэтому бумаг 1941–1945 немного. Тем не менее кое-какие архивные материалы, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны, здесь есть. С их помощью можно понять, как жил город в годы войны, что делали, чем питались, во что одевались самые обычные коломенцы.

Пётр I в Коломне

О нашем городе Петровских времён, и тем более первой половины XVIII века, мы знаем очень мало. Тем не менее, архивы хранят множество документов, относящихся к тому периоду. Уже то, что обнаружено, представляет огромный интерес. Впервые для читателей нашей газеты в серии материалов откроем давно забытые факты о тех временах.

Первопроходец в цветном фото

Человеку всегда было свойственно пытаться запечатлеть то, что его заинтересовало. В начале это были различные рисунки, живописные полотна, но в середине XIX века им на смену пришла фотография.

Имя в истории Коломенского края: дважды Герой Социалистического Труда, Герой Российской Федерации, генерал-лейтенант Михаил Тимофеевич Калашников

Имя Михаила Тимофеевича Калашникова (10.11.1919 – 23.12.2013) навсегда вписано в историю Коломенского края. Он с 1944 по 1949 год был прикомандирован к отделу изобретательства НИПСВО в Щурове Коломенского района для работы над образцом своего автомата, ставшим позднее АК-47. Об этом и многом другом не раз писала наша газета.

Коломенцы в Угодско-Заводской операции

75 лет назад на подступах к Москве произошла одна из величайших битв Великой Отечественной войны. В том, что немецкие войска уже в ноябре утратили наступательные возможности, огромная роль принадлежала истребительным и партизанским отрядам, которые дезорганизовывали вражеский тыл, разрушали коммуникации и наносили весомые потери в живой силе и технике противника.

Дрейфовал, но не дрейфил!

В исторической и краеведческой литературе, начиная с середины 1960-х годов, встречаются разночтения по поводу митинга, состоявшегося на Коломенском заводе имени В. В. Куйбышева в 1941 году с участием дважды Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Папанина.

В сем городе…

История Коломенского края достаточно хорошо представлена в книгах и статьях разных веков. О нём писали С. Герберштейн, Г. Ф. Миллер, Н. Д. Иванчин-Писарев, многочисленные исследователи архитектуры древнего города. Читателям же нашей газеты предлагается отрывок из книги Х. А. Чеботарёва «Историческое и топографическое описание городов Московской губернии с их уездами: С прибавлением исторического сведения о находящихся в Москве соборах, монастырях и знаменитейших церквах», вышедшей в Москве в 1787 году. Так сложилось, что Чеботарёв не очень широко известен, как Г. Ф. Миллер, его даже ни разу не перепечатывали, а жаль.

Место рождения «Калашникова» – Щуровский полигон

Официальное название организации, которая долгое время находилась на Коломенской земле, – научно-исследовательский полигон стрелкового и миномётного вооружения (НИПСМВО) Главного артиллерийского управления, а в обиходе его называли проще – Щуровский полигон. Здесь имелись собственное конструкторское бюро и баллистическая лаборатория, в которых работали лучшие оружейники Советского Союза. Недаром его называли кузницей кадров оружейной техники, здесь конструкторы и баллистики обменивались идеями и концепциями, здесь создавали образцы оружия, испытывали его. Именно здесь молодым конструктором старшим сержантом-танкистом Михаилом Калашниковым был создан автомат, ставший с годами всемирно известным.

Спаси, Господи, Град сей и люди Твоя...

Об истории восстановления надписи над Пятницкими воротами рассказал старший инспектор отдела музейной, библиотечной деятельности и туризма управления по культуре и туризму Николай Шепелёв.

Из истории развития и становления санитарной службы в Коломенском крае

7 декабря исполнилось ровно 145 лет со дня образования санитарной службы Московской области. В этот день в 1873 году решением Московского губернского земского собрания была учреждена губернская санитарная комиссия.

Шавыринская конькобежная дорожка

50 лет назад, в ноябре 1968 года, в Коломне начала свою работу искусственная четырёхсотметровая ледовая дорожка, получившая официальное название «Центральная база конькобежного спорта (ЦБКС)», а в народе – Шавыринская дорожка.


Новости 1 - 20 из 26
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец