Сolomna.ru
Новостной портал Коломны
В старинном селе Черкизово на берегу Москвы-реки стоит двухэтажное кирпичное здание, хорошо знакомое многим сельчанам. Ныне здесь работает Черкизовский центр досуга и культуры. А многие годы в этом уютном здании, построенном в 1911 году, действовала школа. И не один десяток лет директором работал Иван Михайлович Желтов.
В школу И. М. Желтов приходил рано, задолго до начала занятий, хотя жил в посёлке Пески, километрах в трёх от Черкизова.
– Иван Михайлович, по вам часы сверять можно. В семь утра в любую погоду вы уже на школьном пороге.
Он отшучивался, мол, не спится. Хотя причина, конечно же, крылась в другом: в его ответственности. По штатному расписанию школе не полагалось иметь сторожа. А за ночь могло всякое случиться. Вот и спешил директор к школе спозаранок. Подойдёт к входной двери, дёрнет за ручку: закрыто – и сразу успокоится. Обойдёт здание вокруг, осмотрит, все ли стёкла в окнах целы, закрыта ли запасная дверь так называемого чёрного входа. Зайдёт в котельную: работает ли и как чувствует себя истопник. Пройдётся по школьному двору к сараям, осмотрит строения, пробежит глазами по штакетнику изгороди. И если заметит оторванную планку, возьмёт молоток, гвозди и прибьёт. Был убеждён, что если не исправить, то назавтра ещё больше поломанного обнаружится. Ведь где неряшливо, грязно бывает, туда всякий мусор сваливают все, кому не лень. Так и с заборчиком: нужно поддерживать его, чтоб все штакетины были на месте. Или заметит, что лавочка скособочилась, возьмёт инструмент, подправит. Времени на эти нехитрые хозяйские дела уходило немного, а работы чёрной, грязной директор не чурался – лишь бы порядок был.
Первыми приезжали на рейсовом автобусе ребята с центральной усадьбы и те, кто жили в ближайших сёлах и деревнях. Иван Михайлович встречал детей у двери. О том, что он уже потрудился физически, заметно не было: директор привёл себя в порядок. Одёжной щёткой прошёлся по костюму. Брюки наглажены так, что о стрелки, думалось, можно обрезать руку, если дотронуться. А в блестящие нагуталиненные ботинки, казалось, можно было смотреться, как в зеркало.
– Здравствуйте, Иван Михайлович! – неслись детские голоса.
Он приветливо улыбался, односложно отвечал:
– Здравствуйте, здравствуйте.
Но благодушие с его лица сразу же сходило, когда замечал какой-нибудь непорядок.
– Вова! Ну-ка, ну-ка отойди в сторонку. Ты это чего же, дружок, в таком виде в школу пришёл, а? Ты смотри брюки-то у тебя в каких пузырях на коленях. Неужели утюжком не можешь по ним пройтись? Чтоб завтра стрелки были на брюках, как у меня. Понял?
– Понял, Иван Михайлович. Да вот мамка не успела…
– Что мамка? Тебе сколько лет-то, тринадцать, да? И всё мамка будет тебе штаны гладить? Тебе не стыдно перед девчонками в таком виде красоваться?
– Вечером сегодня поглажу.
– Ну, то-то. А сейчас иди и шмыгни быстрее за парту, чтоб твои штаны глаза никому не мозолили.
Через некоторое время директор высмотрел ещё одного паренька.
– Коля, дорогой, где же это тебя вчера носило? Наверное, после вечерней прогулки на ферму вернулся домой, поставил ботинки у порога и забыл про них, да? Смотри, корка-то навозная засохла по щиколотку. И ты в школу в таком виде идёшь. Не стыдно? Я вот старый, из Песков по дождю добирался, грязный Сивкин овраг преодолел, а ботинки вон как сияют. Иди к реке и отмой как следует свои башмаки и лишь только тогда – на урок…
В школе Иван Михайлович проводил времени больше, чем дома. Знал, там всё лежит на супруге Евдоксии Ивановне: и по хозяйству что необходимо сделает, и за детьми приглядит. А их четверо: трое своих да Коля, сын умершей сестры, который стал таким же родным. А в школе многое зависит от директора. Он там и дирижёр, и воспитатель, и завхоз. Каждодневных дел и забот невпроворот. Нет-нет да возникали проблемные долгосрочные вопросы, решение которых во многом зависело от директора.
Много забот требовало отопление школы. В здании стояли печи-голландки, которые за отопительный сезон съедали не один десяток кубометров дров. А заготавливать их приходилось самим. Иван Михайлович договаривался с лесничеством и выезжал вместе с мужчинами преподавателями Александром Ивановичем Аркадьевым и Михаилом Тарасовичем Маркеловым да с мужем уборщицы в лес на отведённые участки или под Шелухино, или за Дмитровцы. Заготавливали берёзу, сосну, грузили брёвна на машину, привозили к школе. И здесь немало труда стоило вручную напилить, наколоть и уложить поленья горкой в сарае. Вязанками носили дрова в школу, топили печи.
Задумали построить котельную и провести водяное отопление. Было это в самом начале шестидесятых. И. М. Желтов добился разрешения на строительство, оформил необходимые документы и сделал котельную. На её строительство использовали кирпич от разобранных печей.
Учитель физкультуры Александр Иванович Аркадьев не раз затевал разговор о необходимости иметь спортивный зал. Директор обошёл не один кабинет в райсовете, чтобы получить разрешение на строительство пристроя, а потом всеми правдами и неправдами выбивал деньги, пиломатериалы, кирпич, цемент да и многое другое, что требовалось для сооружения спортзала.
Применили метод народной стройки. Главным прорабом выступил А. И. Аркадьев. А строили старшеклассники и изъявившие помочь родители учеников.
Директору не раз приходилось изъясняться с комиссиями и проверяющими по поводу якобы имевшихся нарушений. Но все недоразумения удавалось выяснять. И в конце концов, как ни тяжело было, спортивный зал соорудили – большой, просторный, в котором проводили не только уроки физкультуры. При надобности его использовали в качестве актового зала.
Немало труда Ивану Михайловичу стоило строительство двухквартирного коттеджа для учителей. Осилил. Жильё в доме недалеко от школы получили заслуженные педагоги, отдавшие работе с учениками по многу лет, завуч Галина Ильинична Любимова и учитель начальных классов Мария Николаевна Секарева.
Школе нужна была мастерская, где бы мальчики могли научиться работать на станках, делать немудрёную мебель и для школы, и для детского сада – табуретки, скамейки, горшки под цветы, деревянные лопатки, игрушки. И к зданию сделали ещё один пристрой, завезли необходимое оборудование.
Чего это стоило директору, учителя могли только догадываться. Иной раз приедет из города уставший, подавленный, хмурый. Однако пройдёт некоторое время, и он приведёт себя в порядок: почистит костюм, надраит ботинки, достанет пачку «Огонька» или «Беломорканала», выкурит парочку папирос, попьёт чайку, пройдёт по школе и вновь добрая улыбка украсит его лицо.
Иван Михайлович Желтов умело подбирал кадры и уж если принимал кого-то в коллектив, то получалось, что надолго. Не один десяток лет в Черкизовской школе отработали учителя Галина Ивановна Рыбченкова, Зоя Викторовна Аркадьева, Анна Иосифовна Гулянова, Алевтина Александровна Кузовкина, Клавдия Андреевна Желаннова, Раиса Георгиевна Циркина, Галина Васильевна Самодурова.
Шестидесятилетний юбилей отличник народного просвещения РСФСР Иван Михайлович Желтов встретил на трудовом посту. Желание работать у него было, да и чувствовал, что энергии пока не занимать. Однако, спустя некоторое время, ему предложили уйти. Началась очередная перестроечная кампания. Кто-то где-то вышел с инициативой, якобы в целях дальнейшего развития народного образования нужно заменить всех директоров и заведующих учебной частью, не имеющих диплома о высшем образовании, людьми с «поплавками» (значками-ромбиками, которые выдаются после окончания вуза). И были уволены многие опытные директора, которые не подходили на эту должность лишь только по одному формальному поводу.
Вынужден был расстаться со школой и Иван Михайлович Желтов, так и не сумевший получить диплома об окончании Московского педагогического института (из-за болезни – язвы желудка – вынужден был взять на четвёртом курсе «академический» отпуск). Из-за этой тяжёлой болезни его военкомат не призывал в армию и он не участвовал в Великой Отечественной войне. Хотя в стороне от грозных событий не остался. По решению райкома партии И. М. Желтова включили в состав партизанского отряда, который должен был действовать на границе Коломенского и Егорьевского районов в случае оккупации этой местности фашистами. Выбор на него пал не случайно. Он хорошо знал эти места, ведь родился 17 июля 1910 года в деревне Васильково Егорьевского уезда.
Земной путь Ивана Михайловича Желтова закончился 29 ноября 1987 года.
С того дня прошло достаточно времени. Но в Черкизове и в соседних сёлах и деревнях его хорошо помнят. И те, кто с ним работал, и те, кто у него учился. Добро добром отзывается.