Соловьёв Николай Владимирович
starzbet alembahis betriyal, hermesbet pekinbet casinoplus orisbet, vaycasino, betorspin betkom betine
 Соловьёв, коломзавод
Герой Социалистического Труда Николай Владимирович Соловьёв.
Прошло уже 76 лет со дня окончания самой страшной и кровопролитной в истории человечества войны. В День Победы мы вспоминаем тех, кто героически защищал нашу Родину, кто пал смертью храбрых на полях сражений, кто самоотверженно работал в тылу, всеми силами приближая Великую Победу. Сейчас сложно представить, что пришлось пережить нашим дедам и прадедам, которые, не жалея сил, ковали Победу на трудовом фронте. На долю тех, кого война застала в детском и юношеском возрасте, выпало немало испытаний, но они не сдались и героически прошли все выпавшие на их долю испытания. Они не только пережили войну, они сделали всё, чтобы наша страна выстояла и возродилась. Они были Героями, Героями с большой буквы…

Николай Владимирович Соловьёв – один из тех коломенцев, кто прошёл нелёгкий путь от простого рабочего – ученика слесаря, до Героя Социалистического Труда – высшего звания, которое характеризовало лучших людей трудовых профессий. Современному человеку, особенно молодёжи, сложно понять, что вкладывалось в это ёмкое слово «Герой», но заслужить эту награду было непросто.

Родился Николай Владимирович 2 января 1925 года в Коломне, в семье рабочих, в которой было пятеро детей. Соловьёвы жили на Репенке, в частном доме. В 1934 году Коля поступил в первый класс Коломенской средней школы № 5, располагавшейся на том месте, где сейчас стоит Дом торговли. Семилетку окончил в школе № 26 в 1941 году, в самое страшное для нашей страны время, которое требовало от подростков настоящего мужества. Отца не стало ещё до войны, и 16-летний Николай оказался самым старшим в семье, единственным кормильцем для младших братьев и сестёр.

В начале войны многие коломенцы призывались в ряды Советской Армии, а те, кто оставался, были вынуждены работать вдвое больше, по полторы-две смены. «Всё для фронта, всё для Победы!» – этот лозунг стал главным законом страны. Все предприятия, в том числе и многотысячный коллектив Коломенского завода, были готовы выполнить любой заказ. Несмотря на то, что каждый день рабочие уходили на фронт добровольцами, места у станков не пустели. Место ушедших сражаться с фашистами занимали подростки, юноши, девушки и трудились наравне со взрослыми, осваивая профессии токаря или слесаря. Среди них был и Николай. В 42-м году 16-летним пареньком он поступил на Коломенский тепловозостроительный завод им. В. В. Куйбышева в цех № 11 учеником слесаря и остался на этом предприятии на всю жизнь. С этого времени для него начался долгий, напряжённый трудовой путь от ученика до начальника отделения блоков.

Нужно было кормить семью, поэтому работать приходилось целыми сутками, не выходя из цеха. Трудились, как он вспоминал, до тех пор, пока не падали от усталости. Там же в цехах, на стружке, подстелив телогрейку, спали, сменяя друг друга. Пока один отдыхал – другой работал, и так круглосуточно. Если мастер отпускал, то удавалось сбегать домой, чтобы отдать матери карточки на продукты, посмотреть: живы ли все, и опять на завод.

 Соловьёв, коломзавод
Карточная система на распределение продуктов питания в СССР была введена как раз в 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны. Дневная норма хлеба рабочему – 800 граммов, а иждивенцев – всего 400 граммов. Поэтому Николай работал так, чтобы на заработанные карточки можно было хоть как-то прокормить семью. Тогда во всех отраслях было распространено стахановское движение – соревнование для повышения производительности труда. Николай, как стахановец, свою карточку мог отоварить в заводской столовой, а рабочую относил домой. Эти карточки и помогли выжить маме и братьям с сёстрами.

Во время войны мальчишки на заводе выполняли разную работу, но сложнее всего приходилось, когда с фронта привозили подбитые танки. Часто внутри боевой машины они находили не только снаряды, но и останки бойцов… Танки были нужны на передовой, поэтому требовался их срочный ремонт. Николай вместе с другими ребятами работал сутками. За два-три дня собирали один рабочий танк из трёх и сразу же обкатывали. Постепенно Николай изучил устройство танка, его технические возможности, научился им управлять. Он был и механиком, и водителем, а потом стал выполнять и обязанности командира боевой машины. Несколько раз, когда на фронте было тяжёлое положение, Николай вместе с другими ребятами должен был ехать на фронт на собранном танке. Но такие, как он, нужны были в тылу. Кто-то должен был восстанавливать технику, поэтому его оставляли на заводе.

 Соловьёв, коломзавод
Герой Социалистического Труда Н. В. Соловьёв четвёртый справа.
Работа в тылу была не легче, чем на фронте. Тяжёлые условия, работа от звонка до звонка… Николай Владимирович вспоминал, как однажды зимой его товарищ проспал к заводскому гудку и выбежал из дома в валенках на босу ногу. По дороге один валенок слетел, но парень не остановился, так и бежал по снегу без валенка до самого завода. Ногу отморозил, но об этом не думал, ведь за опоздание можно было лишиться не только работы и карточек. По закону военного времени за это сажали в тюрьму.

В конце 1943 года Николай Соловьёв был назначен бригадиром слесарей комсомольской молодёжной бригады, которая изготавливала продукцию для фронта, и руководил ею до июля 1945 года. Его бригада постоянно выполняла и перевыполняла государственный план. За высокие показатели в труде в годы Великой Отечественной войны он был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

После окончания войны с учётом тяжёлого положения в стране Николай Соловьёв больше года работал в цехе, где изготавливались товары широкого потребления. Проработав там до сентября 1946-го, приказом директора он был переведён в паровозомеханический цех в бригаду слесарей по сборке колёсных пар паровоза серии «Л». Сначала трудился слесарем, а потом стал бригадиром слесарей по сборке роликовых букс.

 Соловьёв, коломзавод
На снимке: в механическом цехе завода идёт обработка блока цилиндров дизель-моторов. Начальник отделения участка блоков Герой Социалистического Труда, лауреат ВДНХ СССР Н. В. Соловьёв – справа.
В 1956 году завод перешёл на выпуск новой продукции – тепловозов серии TЭ-3. Учитывая богатый опыт работы на заводе, Николаю Владимировичу предложили возглавить бригаду слесарей по обработке поршневых колец. Новый вид работы освоили быстро. А через полгода Соловьёву поручили более сложный участок работы: сборку маслопрокачивающих насосов тепловозных двигателей. И здесь бригада не отставала, а наоборот включилась в соревнование, начав со специализации каждого слесаря на определённых операциях. Один занимался шабровкой деталей, другой – сборкой привода насоса, третий – сборкой всего изделия, четвёртый – подготовкой к окраске, пятый – обкаткой на испытательном стенде. Такое распределение помогло членам бригады довести до совершенства все приёмы работы, а главное производительность труда заметно выросла. Бригаде было присвоено звание «Бригада коммунистического труда». Этот участок считался лучшим на заводе.

Николай Владимирович вспоминал: «Не знаю, как другие, но я тогда почувствовал какую-то особую ответственность перед коллективом цеха. Как будто бы ничего не изменилось – та же работа, те же люди. А вот в отношении к труду и к друг другу появилось что-то новое. Мы стали строже, взыскательнее к себе». Рабочие, воодушевлённые результатами, взяли на себя повышенные обязательства.
Через некоторое время бригада, продумав весь технологический процесс, пришла к выводу, что на некоторых этапах работы можно применить специальные механизмы, что позволило бы повысить производительность труда. Эти приспособления рабочие конструировали и изготавливали сами. Всего было внедрено в производство 11 таких технических усовершенствований, которые снизили трудоёмкость работы на 24%. В результате в 1959 году бригада собрала 36 комплектов насосов, в 1960–56, а в 1962–68, причём состав бригады уменьшился на треть. За четыре года бригада выполнила семилетний план, а в 1963 году трудилась уже за счёт будущих лет.

В 1959 году Николай Владимирович Соловьёв был награждён знаком «Отличник социалистического соревнования РСФСР», в июне 1960 года за самоотверженную трудовую деятельность награждён медалью «За трудовую доблесть» и вторым знаком «Отличник социалистического соревнования РСФСР».

 Соловьёв, коломзавод
В апреле 1963 года Николай Владимирович стал участником Всесоюзного совещания передовиков движения за коммунистический труд и был удостоен высокой чести – выступить там от лица коломенских тепловозостроителей. За выдающиеся заслуги в развитии транспортного машиностроения и проявленную трудовую доблесть Указом Президиума Верховного Совета СССР Соловьёву Николаю Владимировичу было присвоено звание «Герой Социалистического труда» с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».

На протяжении всей своей жизни он уделял большое внимание рационализаторству, и в 1965 году был награждён серебряной медалью ВДНХ. А в 70-м являлся членом Консультативного совета ВДНХ СССР. В эти же годы он занимал должность старшего инженера-технолога и участвовал в выпуске тепловозов ТЭП60 и ТЭП70 – самого мощного пассажирского локомотива СССР.

Николай Владимирович всегда работал там, где трудно, не боясь ничего нового. Много сил и энергии он вкладывал в обучение молодых ребят, вёл большую общественную работу, да и дома он всё делал своими руками.

Умер Николай Владимирович 11 июня 2002 года в возрасте 77 лет. Похоронен Герой социалистического труда на Старом городском кладбище.



Автор: Татьяна СОЛОВЬЁВА.
Номер газеты: 18 (1054) от 12 мая 2021 г.

Возврат к списку