Рязанов Леонид Сергеевич. К 100-летию со дня рождения
starzbet alembahis betriyal, hermesbet pekinbet casinoplus orisbet, vaycasino, betorspin betkom betine
 рязанов, коломенский тепловозостроительный завод
Леонид Сергеевич Рязанов.

Есть люди, которых помнят. Просто – помнят. Без громких речей, барабанной дроби, фанфар и прочей красивой показухи. Помнят искренним добрым словом, с благодарностью и признательностью. Таких людей всегда немного, но они всегда есть.

Для Коломенского тепловозостроительного завода имени В. В. Куйбышева одним из таковых является Леонид Сергеевич Рязанов. Кандидат технических наук, организатор одной из первых в Советском Союзе химмотологических служб на машиностроительном заводе, внёсший значительный вклад в обеспечение надёжной службы дизелей и увеличение срока их службы с помощью грамотного применения горюче-смазочных материалов.

Химмотология (от химия, мотор и логия) – это прикладная наука об эксплуатационных свойствах, качестве и рациональном применении в технике топлив, масел, смазок и специальных жидкостей. Название новой науки было предложено в 1964 году советским учёным в области смазочных масел, заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, автором более 280-и научных трудов, участником мировых нефтяных конгрессов, профессором К. К. Папоком.

Леонид Сергеевич родился в 1921 году в нашем городе. В 1938 г. поступил в Московское Высшее техническое училище имени Баумана, однако уже в июле 1941-го, после окончания третьего курса, ушёл добровольцем в ряды московского народного ополчения – 7-ю Бауманскую дивизию. Участвовал в боях на Западном, затем Юго-Западном фронте в составе 203 стрелковой дивизии. До октября 1945 года служил в Венгрии в составе зенитного полка.

Награждён медалями «За отвагу», За оборону Москвы, За оборону Сталинграда, За победу над Германией и орденом Отечественной войны II степени.

После увольнения в запас в 1946 году продолжил учёбу в МВТУ, который окончил в 1949-м, по специальности «инженер-механик», и был направлен на работу на Коломенский паровозостроительный завод.

Руководство завода тогда волновала огромная по значимости и трудности решения проблема: созданный на предприятии дизель марки В (37Д), при всех его несомненных достоинствах, всё же не полностью удовлетворял всем параметрам технических условий, а главное – имел весьма непродолжительный срок эксплуатации из-за сильного нагарообразования на поршнях и износа втулок цилиндров. Для изучения тепловой напряжённости этих ответственных узлов Леонид Сергеевич впервые применил плавкие вставки. С учётом полученных данных Рязанов обратился во Всесоюзный институт нефтяной промышленности (или, как его тогда неформально называли, главный «масленщик» в нашей стране). Совместные испытания показали, что остроту вопроса может снять добавка присадки АЗНИИ-ЦИАТИМ-1 в моторное масло Д-11. Это положило начало созданию на заводе лаборатории горюче-смазочных материалов, которая позднее в системе отделов управления Главного конструктора завода стала отделом ГСМ – одним из специфических подразделений экспериментальной службы.

Вместе с созданным им коллективом Рязанов искал причины неполадок в работе дизелей и путём испытаний на одноцилиндровых и полноразмерных дизелях и анализа работавших масел, топлив и присадок подбирал к дизелям необходимые масла, увязывая требования завода и возможности на тот момент отрасли нефтехимии.

Путь в науку у Леонида Сергеевича начался и сложился совершенно логично и естественно (можно сказать, сам собой), исходя из тех научных проблем, которые возникали при работе над, казалось бы, сугубо производственными вопросами. Давно известно, что практика неизбежно связана с теорией, поэтому эти вопросы решались с привлечением научных институтов: ВНИИНП, НИИ-25, ЦНИДИ, АзНИИ, института Губкина, института имени Крылова, Академии наук и таких корифеев, как заслуженные деятели науки и техники Папок, Лосиков, Крейн, академики Виноградов и Александров.

В 1968 г. Рязанов защитил кандидатскую диссертацию на основе решённых заводом научных проблем, которые волновали не только Коломенский завод, но и ряд других предприятий и организаций.

В результате этой большой и кропотливой работы было исследовано более пятидесяти сортов масел, двенадцать сортов топлив, десять сортов охлаждающей воды, разработаны и подобраны масла для ряда тепловозных (в 1966 г. – для 11Д45 масло М14ВИ, М14ВЦ, М14В2, в 1980 г. – для ЧН 26/26 масло М14Г2) и судовых дизелей (в 1960 г. – для 37Д масло Дп-11, в 1962 г. – для 40Д масло Дп-14, в 1967 г. – для Д42 масло М14ГИ, М14ГБ, в 1985 г. – для 22ДГ масло М16ДР), которые позволили решить вопросы прогара поршней на тепловозных дизелях и выпускных клапанов на судовых дизелях, что дало заводу большой экономический эффект.

 Заслуги Рязанова отмечены золотой и серебряной медалями ВДНХ СССР, четырьмя авторскими свидетельствами на изобретения, четырьмя рационализаторскими удостоверениями, медалями. Он удостоен званий «Изобретатель СССР» и «Ветеран труда».

 Мой собеседник – В. Т. Ткачёв, начальник отдела ГСМ ООО «Инжиниринговый центр двигателестроения ТМХ» (это по сути и смыслу преемник того, ещё советских времён, отдела ГСМ управления Главного конструктора и продолжатель отдела, которым руководил Рязанов):

– Я пришёл работать на Коломенский тепловозостроительный завод в 1973 году, по окончании Волгоградского политехнического института. Сначала работал мастером в одном из цехов, а в 1976-м был переведён в отдел ГСМ, на должность инженера-конструктора.

– Владимир Тимофеевич, вы не один год проработали под руководством Леонида Сергеевича. Ваши личные впечатления: что это был за специалист, начальник и человек?

– По специальности и работе – истинный профессионал, умелый руководитель. Как человек – доброжелательный (не путать с добреньким!), тактичный, убедительный и остроумный. К нему всегда можно было обратиться с любыми вопросами – и всегда получить ценный ответ. Авторитетом и в отделе, да и на всём заводе обладал абсолютным.

– Понятно, что жизнь не стоит на месте, но востребованы ли и сегодня результаты тех работ, которые были достигнуты ещё в советское время в отделе ГСМ Коломенского тепловозостроительного завода?

– Не только востребованы, но на многих из них и сейчас базируются и научные изыскания, и производственные задачи и их решения.

 Леонид Сергеевич Рязанов скончался в августе 1987-го года. Похоронен на т.н. «старом» (Протопоповском) кладбище.

У Экзюпери в «Маленьком принце» есть слова: «судить надо не по словам, а по делам». Вся жизнь Леонида Сергеевича – прекрасное и нагляднейшее подтверждение этой одновременно и простой, и мудрой истины.



Автор: Алексей КУРГАНОВ.
Номер газеты: 26 (1062) от 7 июля 2021 г.

Возврат к списку