Обухова Римма Алексеевна
starzbet alembahis betriyal, hermesbet pekinbet casinoplus orisbet, vaycasino, betorspin betkom betine
 обухова, школа 12
Римма Алексеевна Обухова.

День учителя стоит особняком в череде профессиональных праздников, которые отмечают в нашей стране. Конечно, в течение года, заглядывая в календарь, мы вспоминаем о представителях многих прекрасных профессий. Однако именно учителя вызывают особенные тёплые и трепетные чувства.

Наверное, потому что во многом от них зависит, каким человеком и, естественно, специалистом вырастет тот или иной ученик, какую дорогу выберет на жизненном и профессиональном пути. Отсюда и такое огромное количество поздравлений и слов благодарности поступает 5 октября в адрес педагогов по всей стране – всех, кто даёт своим воспитанникам не только знания, но и вкладывает в них душу. Одни и спустя 40 лет помнят своего первого учителя, другие не теряют связи с любимым преподавателем-предметником, третьи с удовольствием навещают своих педагогов из высшей школы.

В моей жизни таким человеком стала Римма Алексеевна Обухова. Мы познакомились в то время, когда создавался музей истории народного образования. Городской актив ветеранов просвещения порекомендовал ей войти в состав совета музея в качестве консультанта и эксперта. Кому как не ей, Отличнику народного просвещения, историку, бывшему сотруднику Коломенского краеведческого музея, педагогу, который в 1970-е годы создавал Музей боевой славы при школе № 12, следовало приложить свой опыт для сохранения истории образования в Коломне?

Педагоги, вошедшие в совет музея, были и консультантами, и экспертами, и критиками создававшейся экспозиции. Они откликались по первому зову, невзирая на самочувствие, придирчиво и в то же время деликатно оценивали работу, метко отмечая достоинства и недостатки, давали сведения о значимых событиях, происходивших в школах Коломны в 60-90-е годы прошедшего столетия, подсказывали, где найти материал.

 обухова, учитель
Торжественная линейка в День знаний. 1980-е годы.

Работать с Риммой Алексеевной мне было легко и интересно: историю коломенских школ она хорошо знала с конца 1940-х годов. Её школьная жизнь началась в 1947 году, когда она сама пришла учиться в начальную школу № 4 на ул. Зайцева и попала к Надежде Владимировне Сахаровой – замечательному учителю, удостоенному в 1949 году ордена Ленина. В это время последствия войны ещё очень сильно сказывались на образовательном процессе. Не хватало учебников и тетрадей, а возраст первоклассников колебался от 7 до 9,5 лет. Лишь в 1949-м школьники получили новые учебные принадлежности. Тогда же, кстати, была введена и школьная форма. 10-й класс Римма Алексеевна оканчивала в средней школе № 10, располагавшейся на улице Кирова. На всю жизнь запомнились уроки немецкого языка Стеллы Львовны Печёнкиной, занятия по истории у Антонины Леонидовны Богоявленской, где постигая науку, ученики вместе с учителем погружались в иные времена и страны. А вот на выбор профессии повлияли артистичные и глубокие по содержанию уроки литературы и русского языка Зинаиды Ивановны Мироновой. В сочинении «Моя заветная мечта» Римма, выпускница средней школы, написала: «Буду преподавателем литературы. Я поняла, что быть преподавателем значит не только знать очень хорошо предмет, который преподаёшь, но и знать, любить и воспитывать детей. Вот сейчас, наблюдая на уроках за преподавателями, я поняла, какую выдержку, силу воли, какие знания предмета и психологии учеников должен иметь преподаватель».

Твёрдо решив связать свою жизнь с педагогикой, вчерашняя школьница поступает на историко-филологический факультет Коломенского педагогического института, где успешно учится с 1957 по 1962 годы. В то время там преподавали корифеи исторической науки А. И. Немировский, В. Н. Бочкарёв, легендарные педагоги: Г. А. Шпеер, Ю. П. Некрасов, Н. А. Рощина. Их лекции и семинарские занятия вызвали у студентки особый интерес к истории.

 обухова, учитель
Урок истории в школе № 12. 1970-е годы.

Студенческие годы пробежали как один миг. Пришло время и самой встать у школьной доски уже в качестве преподавателя. Однако и свою работу научным сотрудником краеведческого музея, и учителем истории школы рабочей молодёжи № 2, и завучем неполной средней школы № 3 молодой педагог также считала «своими университетами». Ведь учитель не только несёт знания, но и всю жизнь сам приобретает их. В 1975 году Римма Алексеевна Обухова пришла в среднюю школу № 12, где четверть века работала завучем и учителем истории. Деятельный, ответственный, творческий сотрудник стал надёжной опорой для всех директоров, которые возглавляли в этот период времени учебное заведение. А сколько детей выпорхнуло из-под крыла этого талантливого педагога – и не сосчитать.

Музейное дело всегда увлекало Римму Алексеевну. Вот и в школе № 12 благодаря её усилиям, а также помощи коллег, в частности, учителя истории Н. В. Поспеловой, и содействию директора образовательной организации Е. И. Тюрина к майским праздникам 1976 года был открыт один из первых в Коломне школьный музей Боевой славы 2-й ККАБР (Корпусной Краснознамённой артиллерийской бригады). Инициативу педагогического сообщества тогда поддержал ветеран Великой Отечественной войны, генерал-майор артиллерии Анатолий Иванович Малофеев, вложивший немало сил в дело патриотического воспитания молодого поколения коломенцев. Открытие музея, который, надо сказать, существует до сих пор, с восторгом восприняли ветераны и учащиеся школы.

 обухова, выпускники
Выпуск средней школы № 12 1998 г. 1 ряд, в центре – П.И. Сигал, директор школы, рядом слева – Р.А. Обухова, завуч.

Наступили 80-е. Это время поставило перед школьными учителями непростые задачи. Нужно было менять методики преподавания предметов, требовалось повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, роли эксперимента на уроке, формирование самостоятельности и творческой активности учащихся. Римма Алексеевна сама внедряет интегрированные уроки, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки-семинары и оказывает помощь коллегам в перестроении на новые образовательные рельсы. Педагогический коллектив работал единой командой. Так, учителя гуманитарной направленности (историки, словесники) старались изучать с детьми смежные темы по этим предметам в один и тот же период. Но и на этом Римма Алексеевна не останавливается. Она вводит в школе факультатив по истории мирового искусства. Позднее сама будет преподавать школьникам МХК (мировая художественная культура). В конце 80-х под руководством директора школы Павла Исаевича Сигала создаётся гуманитарный спецкласс, устанавливается сотрудничество с гуманитарными факультетами педагогического института, которое продолжается на протяжении 90-х годов. Определённые темы литературы и истории на школьных уроках раскрывают перед учениками преподаватели КГПИ. Они присутствуют и на выпускных экзаменах, успешная сдача которых – прямое попадание на один из гуманитарных факультетов института. Все эти условия, конечно, подразумевали, что уроки школьных учителей должны были проходить на очень высоком уровне. Бывшие ученики Риммы Алексеевны вспоминают, как жадно ловили каждое слово любимой учительницы, когда та объясняла ту или иную тему.

В 1990 году Министерство народного образования РСФСР за большие заслуги в обучении и воспитании молодого поколения наградило Римму Алексеевну Обухову значком «Отличник народного просвещения». Главный же результат её работы в том, что многие выпускники коломенских школ, а также педагоги, экскурсоводы, искусствоведы, руководители учебных заведений, архивисты, специалисты, занимающиеся исторической наукой, называют Римму Алексеевну своим Учителем и Наставником.



Автор: Елена АФАНАСЬЕВА.

Возврат к списку