Матюнин Владимир Алексеевич
starzbet alembahis betriyal, hermesbet pekinbet casinoplus orisbet, vaycasino, betorspin betkom betine
 матюнин, кбм
Владимир Алексеевич Матюнин.

Конструкторское бюро машиностроения богато талантливыми людьми. Сегодня хочется вспомнить о Владимире Алексеевиче Матюнине. 25 июля 2022 г. исполнилось 100 лет со дня его рождения.

Начало карьеры и первые успехи

Владимир Алексеевич Матюнин родился в Коломне в многодетной семье. Отец работал токарем на Коломзаводе, мать была домохозяйкой и воспитывала пятерых детей.

После школы Владимир Алексеевич стал работать на патефонном заводе и поступил на заочное отделение в Московский авиационный институт. Окончил первый курс – началась Великая Отечественная война. В декабре 1941 г. вместе с заводом был эвакуирован в город Белово Кемеровской области и вернулся в Коломну в сентябре 1946 г.

Поступил на работу конструктором-технологом в технологическое бюро механосборочного цеха Специального конструкторского бюро, как тогда называлось КБМ. В процессе работы быстро уловил слабое место в одном из изготавливаемых узлов миномёта, придумал, как улучшить конструкцию и оформил заявку на изобретение.

Рассмотрев её, руководитель предприятия Борис Иванович Шавырин вызвал изобретателя. Матюнин высказал целый ряд интересных идей не только по оборудованию, оснастке и техпроцессу, но и по конструкции миномётов, которые разрабатывало СКБ. Борису Ивановичу Матюнин очень понравился – он увидел в нём способного конструктора и тут же перевёл его в конструкторский отдел. Шавырин с большим вниманием следил за его работой и в дальнейшем часто общался лично. Владимир Алексеевич с честью оправдал доверие главного конструктора. Им был разработан и в короткие сроки внедрён очень важный узел миномёта – механизм защиты от двойного заряжания, полностью исключающий взрыв мины в стволе миномёта. И, как следствие, исключались случаи тяжёлых ранений (а порой даже смерти боевого расчёта).

В СКБ началась активная работа над противотанковыми безоткатными орудиями с кумулятивным боезарядом, предназначавшимся для борьбы с танками. В. А. Матюнин был назначен ведущим конструктором по 82-мм безоткатному орудию и внёс большой личный вклад в его разработку. В частности, им была предложена очень простая и в то же время надёжная конструкция поршневого затвора, включавшего всего семь деталей. Со сдачей безоткатного орудия Советская армия получила новейшую, мощную и манёвренную систему настильного огня для борьбы с танками.

Завершающей в ряду образцов миномётного вооружения, разработанных в СКБ, стала самоходная миномётная установка «Ока» калибра 420 мм, работу над которой закончили в 1957 г. Матюнин был руководителем ствольной группы. Миномёт предназначался для стрельбы снарядами со специальной боевой частью, имел дальность стрельбы 40 км, был установлен на танковое шасси разработки ленинградского СКБ Кировского завода.

Активное участие в разработке ПТРК

С появлением на мировом поле вооружения французских управляемых противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) SS-10 руководством нашего государства было принято решение начать разработку ПТРК в СССР. В числе целого ряда КБ работать над данной темой было поручено и коломенскому СКБ.

Владимир Алексеевич был в составе основных разработчиков нового изделия – ПТРК «Шмель». Разработанный в кратчайшие сроки комплекс успешно прошёл испытания и стал первым ПТРК, принятым на вооружение Советской армии. Матюнин за этот труд был включён в список сотрудников на получение Ленинской премии, но лауреатом так и не стал.

Сразу после «Шмеля» началась напряжённая работа над ПТРК «Малютка». Как вспоминает ведущий инженер-конструктор Владимир Александрович Капранов: «Следует отметить огромный вклад Владимира Алексеевича в создание этого комплекса. Можно сказать, он был «отцом» «Малютки». Выполнил общую компоновку ракеты, разработал конструкцию целого ряда важнейших узлов и агрегатов, на которые получил авторские свидетельства.

 матюнин, кбм
В. А. Матюнин за кульманом в центре.

Например, для обеспечения устойчивости ракеты в полёте был разработан гироскоп оригинальной конструкции, ротор которого раскручивался без применения электропривода (экономия веса порядка 0,5 кг). Для этого использовалась гибкая стальная лента, намотанная на ротор. Наружный конец ленты крепился к пусковой балке, и при старте ракеты лента быстро скручивалась с ротора, разгоняя его до большой скорости.

Уменьшение веса новой ракеты – одна из важнейших задач конструктора-разработчика. Владимир Алексеевич с ней успешно справился, сконструировав хвостовую часть корпуса ракеты заодно с крылом в виде единого крыльевого блока из пластмассы с использованием одной пресс-формы. Получилась очень прочная, лёгкая и технологичная конструкция с минимумом трудоёмкой механической обработки.

При отработочных пусках «Малютки» выявилась проблема с аэродинамической устойчивостью ракеты. Владимир Алексеевич предложил очень простое и эффективное решение: изменить конфигурацию (величину стреловидности) складывающихся консолей крыла, не меняя конструкции и размеров крыльевого блока, то есть исключил необходимость доработки дорогостоящей пресс-формы.

Им была предложена конструкция простого и технологичного узла крепления боевой части к двигателю, обеспечивавшего надёжность, простоту и удобство операций при сборке, разборке составных частей ракеты в процессе эксплуатации боевыми расчётами в войсках.

Остальные узлы ракеты «Малютка» были также спроектированы с высокой степенью надёжности в полёте и технологичности в производстве. Матюнин считал, что хорошая конструкция должна быть простой и красивой. И все его творческие находки и изобретения отличались этими качествами.

Результаты работы над «Малюткой» превзошли все ожидания. Комплекс был внедрён в серийное, а затем и массовое производство. Оказался технологичным и дешёвым в производстве. В больших количествах поставлялся во многие страны, стоял и до сих пор стоит на вооружении десятков зарубежных армий и признан лучшим образцом в мире в своём классе вооружений».

Талантливый конструктор и удивительно скромный человек

От малых ракет – к межконтинентальной баллистической. Ракета «Гном» с дальностью полёта 11 000 км проектировалась с применением прямоточного двигателя. Идея – не нести на борту запас кислорода для окисления топлива, а черпать его из окружающего воздуха. Однако работа над компоновкой ракеты оказалась очень сложной. Тем не менее, именно Владимир Алексеевич сделал её такой, что все, казалось бы, неразрешимые вопросы были успешно решены.

В. А. Матюнин стал высококлассным специалистом-конструктором, но при этом оставался очень скромным человеком. Вот один эпизод из его жизни. От села Протопопова, где Владимир Алексеевич жил в небольшом домике с родителями и сёстрами, до предприятия было около шести километров по бездорожью, вдоль крутого берега Оки. Зимой, по глубокому снегу, весной, по распутице, и осенью, в непогоду, путь в СКБ и обратно превращался в испытание. Работа заканчивалась порой в восемь-девять вечера. И ни разу Владимир Алексеевич никому не пожаловался, что идти далеко и долго. Он уже давно встречался с девушкой, хотел жениться, мешало только отсутствие жилплощади. Б. И. Шавырин узнал об этом случайно и распорядился выделить Матюнину комнату. Через некоторое время Владимир Алексеевич получил отдельную квартиру.

Работа над ОТРК «Ока»

В 1981 г. Владимир Алексеевич был удостоен Государственной премии за ОТРК «Ока». Создание ракеты для этого комплекса стало, без сомнения, основным делом его жизни.

 матюнин, кбм
Пусковая установка ОТРК «Ока».

– Ракета была новая и оригинальная, – рассказывает заместитель начальника тематического направления Валерий Кузьмич Дробинога. – Объём работ предстоял очень большой. Остро встал вопрос с кадрами. Срочно из других подразделений предприятия в спецгруппу были переведены лучшие сотрудники с большим опытом конструкторской работы. Отдел по разработке ракеты, который возглавлял Владимир Алексеевич, насчитывал более ста человек – огромный коллектив. Матюнин вникал во все проблемы, даже малые. Некоторые считали, что он излишне внимательно интересуется мелочами. Но у него был такой характер: сам всё оценивал, анализировал, за всё отвечал. Работа по «Оке» была выполнена в кратчайшие сроки, создано высококлассное изделие. Внедрено несколько десятков изобретений. В том числе и матюнинских. Например, механизм для раскрытия решётчатых рулей ракеты. Ракета транспортируется и лежит на пусковой установке со сложенными рулями, исходя из габаритов пусковой. Механизм обеспечивал их автоматическое одновременное раскрытие при начале движения по направляющей балке пусковой установки.

Факт

Владимир Алексеевич Матюнин – лауреат Государственной премии СССР (1981), награждён орденами Трудового Красного Знамени (1966), «Знак Почёта» (1971), медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Имеет звания «Лучший конструктор министерства», «Лучший изобретатель министерства».

Под его непосредственным руководством был спроектирован приборный отсек, в котором была обеспечена быстросъёмность через передний торец отсека приборов бортовой системы управления в случае их отказа и замены на исправные приборы. Был также обеспечен удобный доступ через небольшой лючок на боковой поверхности приборного отсека к электроразъёмам при проведении регламентных проверок. Оценивая малый объём и удобство работ с ракетой «Оки», военные нам говорили: «Вы создали чудо!»

Действительно, по сравнению со стоящими в то время на вооружении комплексами с жидкостными ракетами, очень неудобными в эксплуатации из-за большого наряда вспомогательной техники и нескольких часов подготовки к пуску, пусковая установка твердотопливной «Оки» была полностью автономна. Несколько минут на ввод полётного задания – и ракета ушла к цели.

Владимир Александрович Капранов: «Владимир Алексеевич предложил очень интересную и надёжную схему кинематики управления разрезными соплами и решётчатыми рулями.

С небольшой группой самых опытных и высококвалифицированных конструкторов в составе Ивана Кузьмича Фартучного, Василия Михайловича Нестерова, Дмитрия Ивановича Горшкова предложенная им кинематическая схема была тщательнейшим образом продумана и конструктивно оформлена в виде рабочих чертежей. С помощью кинематической схемы из жёстких стальных стержней рулевые машинки связывались в единый контур с осями решётчатых рулей и приводными рычагами разрезных сопел, который обеспечивал строго одинаковые углы поворота всех четырёх рулей и пропорционально им осей разрезных управляемых сопел. Надёжность применённой конструкции была очень высокой.

Следует отметить, что Владимир Алексеевич тяготел к применению чисто механических взаимосвязей управления между различными элементами конструкции, справедливо считал их более простыми и надёжными по сравнению с электронным управлением и часто использовал в своих конструкциях.

Начальник технологического отделения Владимир Анатольевич Костарев: «Мы познакомились в 1974 г. Мне и моему товарищу Михаилу Афонькину предложили перейти в отдел по разработке ракеты «Ока» с целью доукомплектовать его состав разработчиками техдокументации.

 матюнин, кбм
ПТРК «Малютка».

Зашли в кабинет к Владимиру Алексеевичу. Он был тогда главным конструктором ракеты. За столом сидел приветливый человек впечатляющих габаритов. Высокий лоб, умные глаза, спокойный взгляд – пронизывающий, проницательный. Лёгкая улыбка, словно говорящая: «Ну что там у тебя? Выкладывай».

Вскоре в отделе был создан сектор общей сборки, в состав которого вошли и мы. Работы по созданию ракеты комплекса «Ока» шли на высоком подъёме в замечательной атмосфере чёткой организации и нацеленности на результат. Владимир Алексеевич любил и ценил молодёжь. Сплав молодости и опыта позволял оперативно искать и находить оптимальные решения, когда рядом с нами находился такой настоящий столп по разработкам конструкций, как наш Владимир Алексеевич Матюнин.

Впоследствии я некоторое время поработал конструктором под его началом. Учил он просто. Просил принести один вариант, другой, третий – и каждый раз заставлял защищать своё решение. В какой-то момент один из вариантов, который ещё нужно было подтвердить испытаниями, принимался. Владимир Алексеевич умел расположить к себе и в работе, и в деловой беседе, однако свою аргументированную позицию он отстаивал до конца.

Умение создавать работоспособные конструкции приходит как раз в процессе контакта опытных разработчиков и начинающих. Здесь не надо учительствовать, наставлять. Всё отлаживается само собой, когда по-настоящему вживаешься в работу.

Владимир Алексеевич был педагогом от природы. Мы, тогда ещё молодые специалисты, не пугались, когда он отвергал наши идеи и настаивал на своих. И когда тебя не отталкивают, а вовлекают в поиск оптимальных решений, – это расправляет крылья. Но если он проанализировал конструкцию и принял решение, оно было уже неизменным. И мы очень ценили в нём это качество.

Я понимал, что мне ещё расти и расти как конструктору до Владимира Алексеевича. Он принадлежал к разряду тех, кто отдавал работе всю жизнь. Было честью работать с ним и под его руководством. Для меня это очень дорогой человек и талантливый конструктор.

Колоссальная работоспособность, помноженная на техническую интуицию и интеллект, позволяли Матюнину выдавать «на гора» выдающиеся разработки изделий. Владимир Алексеевич всё успевал. Рано приходил на работу и уходил последним».

Педагог-наставник

Владимир Александрович Капранов: «Распределившись в КБМ в 1971 г., я в составе сформированной специальной группы начал работать над «Окой». Матюнин подключил меня, в то время начинающего молодого специалиста, к разработке сначала эскизного проекта, а затем и рабочей документации приборного отсека. Работа сразу пошла очень напряжённая. Владимир Алексеевич, несмотря на то что у него были больные ноги, каждый день утром проходил по всему отделу, останавливаясь у каждого кульмана, очень внимательно просматривал разработки и чертежи у каждого исполнителя, зачастую задерживался, задавая вопросы, иногда делал замечания, давал свои предложения. В итоге у него создавалась целостная картина состояния дел в отделе. К концу рабочего дня Матюнин выделял время для решения наиболее важных, на его взгляд, вопросов конструкторского характера.

В то время у конструкторов не было принято уходить домой в 17.00. Обычно задерживались: когда на полчаса, а когда и на полтора. Поэтому Владимир Алексеевич всегда находил нужного ему исполнителя на рабочем месте. Садился рядом, обсуждал и анализировал сделанное за день, делал выводы и намечал задачи на следующий день.

Часто он уделял внимание и моей работе, либо подсаживаясь к кульману, либо приглашая к себе в кабинет. Во время этих обсуждений особой дистанции между мной как подчинённым и им как начальником не чувствовалось. Он терпеливо выслушивал мои идеи и предложения, хотя ему многое было понятно с полуслова. Спокойно и доходчиво он объяснял, в чём я не прав. Вёл себя тактично, когда я пытался отстаивать свою точку зрения. Никогда не повышал голос, мог жёстко сказать «нет», но никогда не выказывал превосходства. Часто приводил примеры из своей богатой рабочей практики, рассказывая, в чём преимущества или недостатки разных конструкций. Грамотно и убедительно доказывал, почему тому или иному варианту следует отдать предпочтение. Такую школу работы с конструкторами нечасто встретишь. Как-то он отметил в разговоре, что со временем я могу стать хорошим конструктором. Это меня очень воодушевило на дальнейшую работу. И сейчас, проработав много лет в КБМ, я хочу сказать: мне очень повезло, что с первых дней работы на нашем предприятии, я попал под начало Владимира Алексеевича. Моё становление как конструктора-разработчика происходило под его влиянием. По сей день использую его методологию, подходы к отработке разрабатываемых конструкций, и это даёт очень хороший результат.

Матюнин много внимания уделял молодым конструкторам. Помогал, советовал, оценивал качество чертежей. Требовал, чтобы они чаще ездили в цеха для ознакомления с производством и грамотно докладывали о состоянии работ по изделию. Он и сам постоянно бывал на опытном заводе для скорейшего решения всех возникающих производственных проблем.

Владимир Алексеевич отличался огромной работоспособностью, очень высоким чувством ответственности за выполняемые работы, большим уровнем порядочности и тактичности. За эти качества все без исключения глубоко уважали и ценили Владимира Алексеевича».

Горбачёвская перестройка ударила и по Матюнину. По Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности было предательски уничтожено его главное детище – ракета комплекса «Ока».

Узнав о решении Горбачёва включить её в договор, Владимир Алексеевич искренне удивился:

– Ракета же летает на дальность менее 500 км и не подпадает под действие Договора…

Он не мог смириться с тем, что честность и порядочность в кругах тех, кто разваливал СССР, не в чести.

В октябре 1989 г. Владимир Алексеевич Матюнин ушёл на пенсию. Продолжил заниматься живописью, будучи художником-любителем. Много времени посвящал чтению, в том числе и технической литературы. У него была большая подборка книг по ракетной тематике. По-прежнему занимался конструкторской деятельностью: разработал конструкции нескольких технических устройств и оформил целый ряд заявок на изобретения.

Трудовой путь Владимира Алексеевича Матюнина сложился счастливо. Изделия, которые он разрабатывал, являются одними из лучших в мире. Он был признанным авторитетом на предприятии, и до сих пор многие сотрудники вспоминают его с огромным уважением.

Таким получился небольшой очерк о большой жизни талантливого конструктора. За скупыми строчками скрывается незаурядная личность, прекрасный человек с чудесной душой, волевым характером. В КБМ Вас помнят, Владимир Алексеевич.

Родное предприятие и Родина благодарны Вам за Ваш вклад в укрепление обороноспособности государства. Вы продолжаетесь в своих учениках. А значит, жизнь прожита не зря.



Автор: Александр ИВАНОВ.
Номер газеты: 29 (1116) от 27 июля 2022 г.

Возврат к списку