Арзуманов Аркадий Сергеевич
 арзуманов, коломна
Аркадий Сергеевич Арзуманов.

Московский поэт Булат Окуджава целую книгу посвятил любимому месту, где жил, творил, назвав сборник «Арбат, мой Арбат». В одном из стихотворений он признаётся: «Ах, Арбат, мой Арбат, ты моя религия…». Этим, кажется, сказано всё… В Коломне тоже есть улица с названием Арбатская. И живёт на ней человек, который многие годы отдал прославлению её истории и людей, оставивших свой след в историческом месте нашего древнего города. Зовут этого человека Аркадий Сергеевич Арзуманов.

Восемь десятков лет живу я в Коломне. С удовольствием изучаю её славную, насыщенную удивительными событиями историю. За эти годы познакомился со многими коломенцами. И бывал необычайно счастлив, когда жизнь подбрасывала мне разные сюрпризы…

Как-то в середине 1990-х годов родилась у меня задумка рассказать в газете «Коломенская правда», где работал в ту пору корреспондентом, о деревянном кружеве Коломны, о тех домах, которые украшены затейливой резьбой наличников, фронтонов, карнизов и других элементов. Предложил недавно поступившему работать в редакцию Льву Авдееву (а он был профессиональным фотографом) пройтись по старой части города и сфотографировать некоторые дома. Лёва охотно согласился.

В один из дней мы сделали для себя немало удивительных открытий, в том числе и не касающихся нашей программы.

На улице Арбатской внимание привлёк одноэтажный кирпичный дом. Не архитектурными изысками. Нет. А тем, что на фронтоне красовались часы, которые показывали точное московское время. На стене был укреплён большой термометр, и мы узнали, какая сегодня температура воздуха. А на крыше установлен флюгер, показывающий направление ветра. Вот эти увиденные необычные вещи подтолкнули нас нажать кнопочку звонка у невысокой калитки.

Узнали, что хозяином дома является Аркадий Сергеевич Арзуманов, который на наш вопрос ответил просто:

– Каждый проходящий мимо, взглянув на приборы, может получить необходимую информацию.

Мы пришли к мнению, что о необычном доме и его хозяине нужно сообщить в газете.

На следующий день Лёва показал снимок:

– Толь, делай подпись.

– Лёва, напиши сам. Твоё фото, ты и подпись к снимку сделай.

Информация привлекла внимание читателей «Коломенской правды». И в какой-то мере она подтолкнула Аркадия Сергеевича Арзуманова к последующей необычной для него работе, которая вскоре стала известна жителям города, к краеведческим поискам. На этой основе возникла наша дружба, которой уже более четверти века.

В трёхмесячном возрасте Аркашу Арзуманова родители привезли из столицы солнечного Узбекистана, где он родился в армянской семье, в Коломну. Здесь, в городе славной истории, городе, насыщенном интереснейшими памятниками архитектуры, прошли детство и юность Аркадия. Он каждый день видел эти здания, поражался их красоте и совершенству, удивлялся таланту и мастерству предков, сотворивших такое чудо. Ему интересно было слушать историко-краеведческую информацию от учителей истории (учился он в школах № 1 и № 9), но большая тяга была к техническим знаниям, поэтому, после получения среднего образования, пошёл работать на Коломенский машиностроительный завод и учиться в политехнический институт.

После окончания вуза почти тридцать лет А. С. Арзуманов проработал по чисто технической специальности в соседнем городе Воскресенске. Но очень часто бывал в Коломне, навещал и своих родителей, и родственников жены. Подспудно вызревало неудовольствие своим поступком: как мог уехать из Коломны, такого дивного города, где и дышится совершенно по-другому, и думается по-иному?

В конце концов решительный шаг был сделан. Аркадий Сергеевич Арзуманов вместе с семьёй вернулся в Коломну. Его родители жили на Малинском шоссе, родственники жены – на Арбатской улице. Там присмотрел Аркадий Сергеевич заброшенный участок. После рухнувшего от старости деревянного строения на его месте возвышалась груда мусора. За свой счёт нанял экскаватор и грузовик. И пришлось сделать 135 рейсов, прежде чем территория стала пригодна для начала строительных работ.

На возведение небольшого кирпичного домика ушло не очень много времени. Получился он аккуратным внешне и удобным для проживания.

При строительстве А. С. Арзуманов применил одну хитрость. На утеплении стен он использовал… бутылки, которые стали своеобразными стеклопакетами. В то время в разных районах города действовали пункты приёма стеклотары. Приёмщицы тщательно проверяли цельность горлышек и если обнаруживали сколы, отставляли бутылки в сторонку. Никто из приносивших сдать посуду бракованные ёмкости с собой не уносил, и приходилось приёмщицам складывать их в отдельные коробки. Арзуманов знал об этом. И когда предложил хозяйкам приёмных пунктов забрать их, те с благодарностью приняли такой жест незнакомца.

Каждый вечер Аркадий Сергеевич отправлялся в рейсы по намеченным им точкам и возвращался на свою стройку с мешками, наполненными бракованными бутылками. Их и использовал на строительстве дома: закладывал бутылки в проём между внутренней и наружной кладкой, а пустоты между горлышками засыпал шлаком. Так использовал семь с половиной тысяч пустых бутылок.

Дом, построенный с использованием стеклотары, получился тёплым. А строитель сэкономил при возведении стен немало рублей.

 арзуманов, краеведение
Аркадий Сергеевич Арзуманов.

После того, как семья А. С. Арзуманова обосновалась в новом доме № 9 на улице Арбатской, начался постепенный, но необратимый процесс превращения технаря в краеведа-исследователя, по-серьёзному взявшегося за изучение улиц, домов, людей Посада.

Началось всё со случайной находки. В руки Арзуманова в конце 1995 года попало более ста небольших по размеру (10х15 сантиметров) акварелей. Рисунки были выполнены некогда жившим неподалёку, на Москворецкой улице, художником-любителем Сергеем Степановичем Смирновым. На них были изображены уголки Коломны, какой их видел художник 20, 30, 40 лет назад.

Аркадия Сергеевича миниатюры буквально заворожили. Он несколько месяцев мастерил для картиночек рамки. Когда оформил рисунки, разложил их вдоль стен по комнате и подумал: «А почему я такой эгоист? Почему только я любуюсь ими?» И решил показать работы художника людям, в первую очередь тем, кто жил на соседних улицах, которые изображены на рисунках. Подумал так и приспособил под выставочный зал одну из комнат.

Выставка работала три дня: 1, 2 и 9 мая 1996 года. Слова благодарности посетивших её были лучшей наградой устроителю, который понял, как важно нести людям знания о родном крае.

Арзуманов продолжил работу. За два года в своей арт-галерее, которую он назвал «У Николы-на-Посаде», организовал 25 выставок. Их посещение было бесплатным.

Приятно сознавать, что здесь прошла и подготовленная мною выставка, посвящённая 80-летию «Коломенской правды». На ней впервые были показаны малоизвестные материалы из истории старейшей в городе газеты. Посетители могли познакомиться с номерами газет с первого и до последнего, журналами «Наковальня», «Коломенский рабочий», которые выходили в качестве бесплатного приложения к газете в 1924 – 1925 годах, подлинные фотографии 1920 – 1990-х годов редакторов и сотрудников газеты.

Интересными экспонатами стали литографский камень из фондов краеведческого музея, картины коломенских художников Михаила Абакумова, Владимира Губарёва и Ивана Букакина. Заинтересованным и компетентным экскурсоводом по выставке стал, конечно же, Аркадий Сергеевич Арзуманов, с которым мы вместе несколько вечеров трудились над её оформлением.

Одна из выставок была проведена за пределами дома № 9 Арбатской улицы. Произошло это по инициативе Аркадия Сергеевича Арзуманова.

Наступил 1998 год. Он был памятным для предприятия, находящегося неподалёку. Исполнялось 150 лет порту «Коломна». Аркадий Сергеевич загорелся идеей: а почему бы ни организовать выставку, посвящённую этой дате? Поделился задумкой со мной. К этому времени у меня вышла небольшая книжица «Речники Коломны» (её написал в соавторстве с работником порта Л. С. Тарханяном). Художественную выставку решили назвать «Москва-река – исток Коломны» и на ней представить картины коломенских художников, изображавших её.

Аркадий Сергеевич связался с руководством порта. Генеральный директор АО «Порт Коломна» Владимир Яковлевич Алексеев горячо поддержал предложение. И было решено разместить художественную выставку в фойе административного здания порта в доме № 10 Водовозного переулка. Выставка вызвала повышенный интерес у работников порта. На картинах были представлены реки-труженицы – Москва-река и Ока и трудовые будни речников.

Следующий этап творческой деятельности А. С. Арзуманова – создание художественного совета арт-галереи «У Николы-на-Посаде». За время действия независимого выставочного зала вокруг него сгруппировались люди самых разных профессий: художники, поэты, журналисты, краеведы – истинные друзья и соратники неугомонного Арзуманова.

Аркадий Сергеевич приступил к выполнению выстраданного им плана по открытию мемориальных и памятных досок на домах, связанных с жизнью известных людей, и по изданию брошюр серии «Коломенский Арбат». Этот проект он успешно выполнял, несмотря на многие возникающие трудности и трения. Благодаря неутомимому человеку, Посад заговорил и памятными досками (их в этом жилом массиве открыто около двадцати), и изданными брошюрами (вышло десять).

Со временем на улице Арбатской появились мемориальные и памятные доски на домах, связанных с жизнью и деятельностью известных людей, оставивших свой след в истории Коломны. Неспешно гуляя по Арбату, можно узнать, что с этим местом связаны имена прославленного лётчика-истребителя дважды Героя Советского Союза гвардии полковника Василия Александровича Зайцева, врача-хирурга участника советско-финляндской и Великой Отечественной войн Петра Артемьевича Сарафьяна, выдающегося хорового дирижёра профессора народного артиста СССР Героя Социалистического Труда Александра Васильевича Свешникова, благочинного церквей Коломенского округа протоиерея Николая Михайловича Ковальского. 16 июля 1936 года в Коломне побывала известный поэт Анна Андреевна Ахматова. После поисков дома писателя Б.А. Пильняка она присела отдохнуть на скамейку у дома № 12 на улице Арбатской. Этот момент был запечатлён фотографом. Тот исторический снимок использован при изготовлении мемориальной доски, которая была открыта 12 октября 1997 года.

Краевед Арзуманов сумел воссоздать на улице Арбатской возле своего дома участок старой дореволюционной мостовой. В разных местах города он отыскал валявшиеся без надобности тротуарные тумбы, привёз их и установил вдоль проезжей части. А для интересующихся коломенцев и туристов вывесил пояснительную доску: «Отбойная тумба. Тумбы отбойные устанавливались с интервалами в одну-две сажени вдоль улиц и дорог для предотвращения заносов саней, телег и экипажей на тротуары и обочины. Изготавливались каменотёсами из белого камня. В Коломне просуществовали с XVIII по 30-е годы XX века».

На одном из старинных строений по просьбе А. С. Арзуманова неоштукатуренном осталось небольшое место. Укреплённая рядом табличка поясняет, что это кирпичное здание выкладывалось особым рядом, что подобное больше в Коломне не обнаружить.

Немало лет Аркадий Сергеевич Арзуманов работал директором Коломенского краеведческого музея. При нём музей переехал из храма Архангела Михаила в другое место – в кремль, в отреставрированную усадьбу генерала И. С. Колчинского. Это потребовало от Аркадия Сергеевича напряжения многих сил. При нём закончена реставрация усадьбы писателя И. И. Лажечникова. Много забот вызывало строительство здания Музея боевой славы. Но переживать трудности для Аркадия Сергеевича не впервые. Зато какое необычайное наслаждение испытывает, когда нарисованное в воображении обретает реальные черты. Вот и сейчас, несмотря на возраст и на проблемы со здоровьем, курирует ход реставрационных работ на переданном в распоряжение историко-культурного музея-заповедника «Коломенский кремль» памятнике архитектуры – Доме воеводы.



Автор: Анатолий КУЗОВКИН, краевед, заслуженный работник культуры РСФСР.

Возврат к списку