Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь
Более шести веков насчитывает история Богородицерождественского Бобренева мужского монастыря. По преданию, перед битвой на поле Куликовом Дмитрий Донской и Дмитрий Боброк-Волынский дали обед в случае победы построить монастырь на коломенских землях. Так и случилось. У него три имени: Богородицерождественский, поскольку битва пришлась на этот праздник, Бобренев – по семейному прозвищу Боброка-Волынца: Бобреня и Обетный – в знак того, что монастырь заложен по обету. С тех пор и до наших дней возносят в этих святых стенах молитвы об упокоении «вождей и воинов, на поле Куликове убиенных».
Хотя документальных свидетельств о времени строительства не сохранилось, данные археологии подтверждают раннюю датировку монастыря. При раскопках обнаружены остатки грубой красной и серой керамики характерной для рубежа XIV–XV веков.
В 1969–1970 годах. при исследовании современного Богородицерождественского собора М. Алешковским и Б. Альтшуллером были найдены фундаменты древнего храма. Его датировали второй половиной XIV века. Это позволяло предполагать, что найден храм, в закладке которого принимал участие сам Дмитрий Донской.
Современные же исследователи датируют собор более поздним временем, относя здание (по особенностям тёски камня) к началу XV века. Так что, возможно, каменная церковь имела предшественницу, сложенную из брёвен.
Богородицерождественский собор был хорошо виден из Кремля, он сверкал, подобно евангельской жемчужине. Вместе с Успенским собором Коломны эти два храма составляли грандиозный ансамбль, связанный не только архитектурно, но и духовно, ведь оба памятника посвящены победе над Золотой Ордой.
Бобренев монастырь стойко перенёс все невзгоды позднего правления Ивана Грозного, царствование Бориса Годунова, Смуту начала XVII века, неизменно возрождаясь на прежнем месте.
Реформы, проводимые в более поздние годы, привели к упадку многих памятников древности. Некоторые монастыри вообще остались за штатом, лишившись и своих владений и не получая жалования от государства. В их числе оказался и Бобренев. В 1764 году он оставлен за штатом и последующие два десятка лет сказались на нём самым губительным образом. Почти завершённое строительство нового собора остановилось.
Последний Коломенский владыка, епископ Афанасий, входил в число образованнейших людей России. До занятия кафедры он был архимандритом московского Заиконоспасского монастыря и ректором Славяно-греко-латинской академии. Владыку естественно волновала судьба памятника Куликовской битвы, и с первых дней своего архиерейства он стал изыскивать средства к возрождению этого возвышенного свидетельства древности, овеянного многовековой славой. Он сделал монастырь своей летней резиденцией, и в 1790 году обитель возрождается. При епископе Афанасии в монастыре начинается бурное строительство: завершён Рождественский собор, достроена его колокольня, строятся новые жилые корпуса: архиерейский и келейный, началось возведение монастырской ограды.
Кирпич для последней брали из упразднённой коломенской церкви Симеона Богоприимца. По преданию, этот храм был основан ещё в XIV веке великим князем Московским Симеоном Гордым. На рубеже XVII–XVIII веков его отстроили в камне. Но потом церковь сгорела, прихожане оказались не в состоянии её восстановить, и было принято решение об её упразднении и разборке.
Пора необычайного расцвета была недолгой и оборвалась неожиданно. В 1799 году Коломенская епархия закрывается. В 1800 году в Архиерейский дом Коломны переводят братию Голутвина монастыря. А Богоявленский Старо-Голутвин и Богородице-Рождественский монастыри соединяются в один – Бобренево-Голутвин.
29 июля 1865 года Бобренев монастырь был возведён на степень самостоятельной обители, с тем чтобы иметь в нём одного настоятеля и 15 человек братии.
Но монастырь жил не только молитвой. Как раз на рубеже XIX–XX веков выявляются две формы общественного служения, насущно необходимые местным жителям: медицинская помощь и просвещение.
Сюда собирались многие болящие. В то же время при монастыре 14 апреля 1903 года игуменом Варлаамом была открыта церковно-приходская школа. Для неё отвели помещение в особом монастырском здании. Здесь же располагалась квартира учителя.
В 1917–1918 годы обитель была разграблена, погибла галерея портретов коломенских владык. В начале 1920-х монастырь закрыли, но какое-то время оставшиеся монахи ещё продолжали принимать и лечить больных. Окончательно обитель была закрыта в 1930 году. Постепенно он начал разрушаться. В братском корпусе устроили квартиры для рабочих совхоза. В настоятельском корпусе разместилась начальная школа, медпункт и квартиры. В течение десятилетий в церквях хранили минеральные удобрения, но окончательно уничтожило обитель устройство гаража в церкви Феодоровской иконы. В конце концов монастырь превратили просто в свалку. Сюда свозили падёжный скот, битое стекло, мусор.
Положение изменилось лишь в 1989 году, когда в Коломне начала возрождаться церковная жизнь. Всё более настойчивыми становятся требования православных о восстановлении монашеской общины в Бобреневе. В марте 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод благословили открытие Бобренева монастыря. И сразу же в нём начались восстановительные работы. В братском корпусе открыли небольшую домовую церковь. 18 июля 1992 года первую Божественную литургию в обновляющемся монастыре совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий.
В 2005 году в России широко отмечалось 625-летие Куликовской битвы. Отмечая великий юбилей, 8 сентября 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II повторно посетил Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь.
В новоосвящённой Феодороской церкви Патриарх Алексий в сослужении игумена Игнатия и братии монастыря совершил богослужение в память православных вождей и воинов за веру и Отечество на поле брани Куликовом жизнь свою положивших.
Сейчас в обители также ведутся реставрационные работы. В 2018 году она вошла в областную программу «Культура Подмосковья». На выделенные средства в монастыре планируется провести проектные работы по главному храму, разрушенному братскому корпусу и по ограде.
Исторические фото взяты из открытых интернет-источников, в частности из группы в ВК «Коломна. Взгляд в прошлое».