Кому в первую очередь нужен психолог – родителям или детям?



22.11.2020

Кому в первую очередь нужен психолог – родителям или детям?

После Всемирного дня ребёнка хочется поговорить не только о физическом здоровье нашего будущего поколения, но и о его психологическом развитии и становлении. Кому в первую очередь нужен  психолог – родителям или детям, что такое позитивное воспитание и как физическое наказание влияет на становление психики ребёнка?

Ольга Швардакова, детский психолог, логопед и дефектолог родилась в Воскресенске, но всё своё детство и юность провела в соседних Луховицах. С 2006 года после окончания Московского государственного педагогического университета стажировалась по специальности в Соединённых Штатах, где получила квалификацию магистра педагогики. Сегодня Ольга всю себя посвящает детям с нарушениями в развитии, с нарушениями поведения, помогает родителям найти  подход к своим чадам.  И первым делом мы спросили у Ольги, кому всё же в первую очередь нужен психолог: детям или их родителям?  

- Это очень классный вопрос, потому что нужен и тем, и другим. Но у меня совсем недавно здесь была ситуация. У меня есть дочка, которой скоро будет 4 года, она каталась на самокате, а я стояла и боялась, и кричала: "Надень шлем!". И бегала вокруг неё с этим шлемом. Вот в этом случае шлем нужен был мне. Ребёнку нужен психолог, чтобы посмотреть, что может быть не так, и дать ему инструменты, которыми он сможет воспользоваться, чтобы исправить проблему.

Очень многих сегодня беспокоит вопрос дистанционного обучения. Ведь происходит перестановка ролей, на родительские плечи ложатся дополнительные обязанности. Как на этот вопрос смотрят психологи?  

- Я считаю, что это очень тяжело – маме выступать в роли учителя. Мама должна быть мамой. Мама должна пожалеть, если что-то не так, мама должна накормить, обогреть, рассказать что-то интересное. Но преподавать физику, или там, я не знаю, русский язык, объяснять правила, я считаю, что тяжело ребёнку воспринимать это от родителей. И, соответственно, возникают и у мамы нервные возбуждения в этом процессе, и у ребёнка.

Поговорим о воспитании и наказании ребёнка. На ваш взгляд, есть ли польза у "кнута"?    

- Я против вообще наказаний. И когда я поучилась в Соединённых Штатах, там, в принципе, я увидела, как можно прожить жизнь, не наказывая ребёнка вообще никак. Физическое наказание, я считаю, вообще не работает. Сейчас есть исследование о детских травмах, о том, что тело помнит всё. Воспитание детей должно быть твёрдым, но доверительным. То есть нужно идти к этому. Вы не разрешаете всё что попало, у вас есть границы, но в то же самое время вы открываете ребёнку дверь, чтобы с какой-то проблемой он мог прийти к вам и спокойно её вам рассказать.

Исключая наказание из воспитательного процесса, не будет ли поведение родителей выглядеть и расцениваться ребёнком как вседозволенность?  

- Первый вопрос о позитивном воспитании. Это большой вообще термин. Позитивная педагогика, позитивная психология, позитивное воспитание – это всё, о чём мы до сих пор с вами говорили. Это не использование физических наказаний, и это подкрепление положительного проявления поведения. Я не говорю, что только этот метод нужно использовать, но и закрепление позитивных форм поведения, игнорирование негативных с самого раннего возраста.  

Не стоит забывать, что не только мы воспитываем наших детей, этот процесс имеет двустороннее движение. Мы приводим их в наш мир, учим жизни в реальности, а они, в свою очередь, напоминают нам о непосредственности восприятия окружающей действительности, учат радоваться мелочам, ведь если взрослый видит за окном серые осадки, то для ребёнка любой дождь – грибной! И если для вас день прошёл, как обычно, возможно, для вашего малыша он был лучшим в мире. Берегите и любите детей!


Источник: Новости Коломны на НТВ-Хит

Короткая ссылка на новость: https://colomna.ru/~4c2Zk

142