starzbet alembahis betriyal, hermesbet pekinbet casinoplus orisbet, vaycasino, betorspin betkom betine

Верховный суд разрешил взыскивать моральный вред за не приехавший или опоздавший автобус



07.03.2023

Верховный суд разрешил взыскивать моральный вред за не приехавший или опоздавший автобус

Коломенцы и жители окрестных сёл и деревень очень часто сталкиваются с возмутительной проблемой. Уехать утром на работу или учёбу - квест, который не каждому удаётся пройти. Во многих случаях автобус не просто опаздывает. Он просто не приходит, а на некоторых направлениях следует отмена за отменой.

Между тем, Верховный суд РФ указывает, что пассажир имеет право на достоверную и полноценную информацию об автобусных рейсах, а отсутствие извещения об изменениях в расписании является основанием для взыскания морального вреда. Кстати, в городском округе Коломна такие извещения в лучшем случае бывают объявлены на автовокзалах, причём тогда, когда до рейса остаётся не так уж и много времени, чтобы успеть что-то предпринять. Горизонт планирования сильно сужается, а такси, всегда готовое прийти на помощь, почему-то сразу начинает стоить очень больших денег. Случалось ли вам каждый день ездить на такси до Биорок? Если да, то вы, вероятно, знаете, что это прямой путь к разорению.

Однако можно попытаться наказать компанию-перевозчика. Такой прецедент недавно имел место в Наро-Фоминске и был рассмотрен в высшей инстанции. Истец пояснил, что купил билет на поезд из Москвы в Воронеж и собирался прибыть на вокзал на автобусе, однако один из заявленных в расписании рейсов не прибыл, а второй сильно опоздал, из-за чего пассажир был вынужден воспользоваться маршруткой. На поезд истец в итоге успел, но из-за ситуации сильно перенервничал и потребовал от АО "Мострансавто" компенсацию морального вреда. Однако суды его страдания не оценили и в удовлетворении требований отказали. При этом Мострансавто признало, что один из рейсов, на который рассчитывал пассажир, был отменён из-за болезни водителя, а второй задержался из-за пробок.

Позиция Верховного суда приводится на его официальном сайте и заключается в следующем.

Согласно части 4 статьи 19 Устава автомобильного транспорта, перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта.

В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должна быть размещена информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, адресе и номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа (часть 6 данной статьи).

При этом в пункте 1 части 3 статьи 12 Закона Московской области от 27 декабря 2005 года №268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" установлено, что перевозчик не вправе без предварительного согласования с уполномоченным органом отменить назначенные по маршруту регулярных перевозок рейсы или изменить расписание движения.

В случаях, когда выполнение рейсов по расписанию невозможно при возникновении независящих от перевозчика обстоятельств по неблагоприятным дорожным, погодно-климатическим или иным условиям, угрожающим безопасности движения или перевозки пассажиров и багажа, перевозчик обязан незамедлительно уведомить об этом население.

Таким образом, надлежащим исполнением обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира является своевременная доставка в пункт назначения. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке перевозчик несёт ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом автомобильного транспорта, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации). 

При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. На это ссылается высшая инстанция на разъяснения Пленума (пункт 45 постановления от 28 июня 2012 года №17).

Из материалов дела следует, что ответчик обязательство по своевременной доставке пассажиров не исполнил, а пассажиров об отмене и задержке рейсов не предупредил. Болезнь водителя автобуса не подразумевает чрезвычайности и непреодолимости обстоятельств, избежать которого перевозчик не мог.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, АО "Мострансавто" самостоятельно определяет, какие меры должны быть приняты по оперативному регулированию движения городского наземного транспорта по своевременной перевозке пассажиров при возникновении угрозы срыва рейса по эксплуатационной причине.

Однако судом не установлено и из материалов дела не следует, что имеется совокупность условий освобождения ответчика от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства по своевременной перевозке пассажиров наземным городским транспортом согласно расписанию, и не учтено, что отсутствие вины подлежит доказыванию лицом, допустившим нарушение обязательства.

Высшая инстанция указывает, что ссылка суда на то, что истец не опоздал к отправлению поезда, юридического значения для разрешения этого спора не имеет. В связи с этим Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ определила направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Чем закончится эта история, ещё предстоит выяснить, но совершенно очевидно, что наказать перевозчика за систематические отмены рейсов всё же реально. Правда, для этого придётся запастись терпением и настойчивостью.  


Редакция портала colomna.ru напоминает: отслеживать новости Коломны вы можете в наших социальных сетях: 
- "ВКонтакте": https://vk.com/colomna_ru
- "Одноклассники": https://ok.ru/colomnaru
- Telegram: https://t.me/colomna_ru 


Источник: https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/32229/
Короткая ссылка на новость: https://colomna.ru/~DNvX5

796