29 июня 1956 года Коломенский завод построил свой последний паровоз
Паровоз серии П36 типа 2-4-2 стал последним пассажирским паровозом, построенным в СССР. 29 июня 1956 года Коломенский завод построил свой последний паровоз - П36-0251. На дверце дымовой коробки и дымоотбойных щитах этого локомотива было написано: «1869 г. 10420 1956 г. Последний паровоз постройки Коломенского завода им. В. В. Куйбышева» (10420 - заводской номер паровоза).
В тот же день того же года завод выпустил тепловоз ТЭ3-1001, тем самым окончательно перейдя на производство тепловозов.
В 1947 году Коломенскому заводу был передан заказ на постройку пассажирского паровоза типа 2-4-2. Проектирование паровоза П36 велось под руководством главного конструктора Л.С.Лебедянского. Первый опытный паровоз 2-4-2 П36-0001 был построен в марте 1950 года.
Именно этот паровоз получил народное прозвище «Генерал» за характерные цветные полосы («лампасы») по бокам. Как правило, на фронтоне всех паровозов П36 располагалась красная звезда с барельефным изображением руководителей СССР - В.И.Ленина и И.В.Сталина. После XX съезда КПСС центральный элемент звезды с барельефами вождей с паровозов в основном демонтировали и заменили на изображение герба СССР, хотя до сих пор сохранилось несколько таких паровозов с изображением Сталина и Ленина.
В том же 1950 году паровоз успешно прошел испытания на Октябрьской железной дороге и показал отличные результаты. После этого Коломенский завод выпустил пробную, а в 1954 году - установочную партию паровозов П36.
«Генералы» отправились работать с дальними поездами на Красноярскую, Калининскую, Белорусскую, Сталинскую, Октябрьскую, Куйбышевскую и Северную железные дороги.
Однако, едва начавшись, серийное производство было вскоре прекращено. Это было связано с тем, что в феврале 1956 года на XX съезде КПСС было принято указание о «широком внедрении электровозов и тепловозов», а также о прекращении строительства паровозов. Уже построенные паровозы П36 после массового перевода железнодорожных линий на тягу тепловозами и электровозами перевели на отдалённые либо менее загруженные железные дороги: Восточно-Сибирскую, Забайкальскую, Дальневосточную. А вскоре и на этих линиях паровозы стали заменять тепловозами и электровозами.
Последним годом работы П36 считается 1974 год, когда их ещё эксплуатировали в депо Могоча и Белогорск Забайкальской железной дороги. Тем не менее на 1 января 1976 года в инвентарном парке МПС ещё числились 247 паровозов П36.
Сегодня «Генералов» можно увидеть в железнодорожных музеях, на выставках и на специальных ретро-маршрутах. В мае, в преддверии Дня Победы, П36 традиционно ведут «поезда Победы» на Октябрьской, Южно-Уральской, Западно-Сибирской и некоторых других дорогах.
Источник: http://www.rzd-expo.ru/history/Parovoz%20P36/