Творчество, посвящённое Коломне
25 августа исполнилось бы 90 лет нашему замечательному земляку, почётному гражданину Коломны, заслуженному художнику России Геннадию Сорогину. В канун юбилея корреспондент КТВ встретился с близкими Геннадия Павловича, которые поделились своими воспоминаниями о нём.
Геннадий Павлович Сорогин родился в 1930 году в городе Серове на Урале, детство провёл в Чусовом на берегу одноимённой реки. Его окружали живописные места: утёсы, полноводные реки… Эти ранние впечатления остались с ним навсегда, отразившись в картинах "Уральские страдания", "Лебеди Ермака" и других.
- Он с самого детства впитывал эту красоту, таинственность уральской земли. И потом всё это, конечно, отразилось в его творчестве. Появились такие замечательные работы, как "Уральские страдания" – вон там картины стоят… Такая есть песня – "Уральская рябинушка" – когда смотришь на картину, то кажется, что эта песня звучит с холста. Живописью он начал заниматься с самого раннего детства. Сначала был в кружке, когда учился в школе, потом поступил в Свердловское училище.
Он окончил с отличием Свердловское художественное училище, а затем и Московский художественный институт имени Сурикова. Работая над дипломом, он уже тогда хотел написать историческое полотно "Дмитрий Донской". Но руководство вуза дало другую тему.
- Всё-таки тема революции была более актуальна, и ему пришлось написать одну работу, получилось очень замечательно. Он написал "Былые походы" – может быть, даже эту тему немного навязали, получается, ему. Там изображён раненый комиссар, окружённый бойцами. Она в романтическом таком стиле написана: небо, развевающиеся облака от ветра… Такая экспрессия на картине. Третьяковская галерея хотела её приобрести, себе купить. Но ленинградский музей забрал как дипломную работу в свой фонд, не отдал ей. Третьяковская галерея тогда купила другую его картину – "На Каме".
После института молодой художник Геннадий Сорогин вместе со своим учителем Виктором Григорьевичем Цыплаковым поехал на этюды в Ловцы. Там он познакомился с будущей женой, которая гостила у своей бабушки.
- Когда мы с ним поженились, он сказал: "Ты знаешь, какая главная у тебя соперница будет?" Я говорю: "Да нет, пока не знаю". "Живопись. Мне придётся всю жизнь ей посвятить. Это первым планом в моей жизни". Жить, конечно, трудно было, но очень интересно. Конфликтов у нас никаких не было, разных семейных раздоров таких. С этой стороны было очень легко.
Имя Геннадия Павловича Сорогина стало известно далеко за пределами Коломны. Его работы экспонировались на зональных, республиканских, всесоюзных выставках. Персональные выставки проходили не только в России, но и в Чехословакии и Германии. Для частных коллекций их приобретали ценители живописи из других стран, и даже с других континентов.
- В Голландии есть работы, в Америке… Американцы приезжали. Мы им предлагали картины о Коломне, а они решили купить у Татьяны "Большую Коломну". А у него купили портреты. Вот этот портрет купили, "За вышиванием". Но этот портрет он дал вариант, сказал: "Натуру я не отдам". Они согласились. И вот этот остался натурный портрет, а этот продали.
Геннадий Павлович Сорогин всей душой полюбил Коломну, ставшую для него вторым родным городом, и посвятил ей – исторической и современной – много своих работ. Но не только: у него много портретов, пейзажей, натюрмортов, жанровых картин, широко представлена историческая и религиозная тематика. И Дмитрия Донского он всё-таки написал: сейчас это масштабное полотно вместе с некоторыми другими хранится в Богоявленском Старо-Голутвине монастыре.
Источник: КТВ