Шагающий экскаватор в Воскресенске покидает Подмосковье



02.11.2020

Шагающий экскаватор в Воскресенске покидает Подмосковье

На обрыве Лопатинского фосфоритного рудника между Воскресенском и Егорьевском вот уже два года без дела стоит железный монстр - экскаватор Takraf. Туристы из Подмосковья и других регионов России и даже иностранные гости преодолевают сотни километров, чтобы своими глазами увидеть единственную на постсоветском пространстве машину подобного типа. Но скоро этот гигант сменит прописку и покинет Московскую область.

Лопатинский карьер находится неподалёку от посёлка Фосфоритный, стихийно созданного в начале 30-х годов прошлого века, когда в местных лесах обнаружили ценнейшую фосфоритную руду. Но уже в начале 90-х спрос на продукцию сократился, а местные карьеры приспособили под добычу кварцевого песка. Два года назад остановились и эти работы. Экскаваторный парк разобрали на металлолом, оставив только две машины, которые своими размерами и внеземной архитектурой притягивают путешественников со всей страны.

Сделанный еще в ГДР многоковшовый цепной экскаватор Takraf похож на боевой крейсер, севший на мель среди подмосковных песчаных пейзажей. Но море давно ушло, экипаж незамедлительно покинул судно, а корабль до сих пор так и стоит на рейде.

Если подать напряжение, машина высотой с пятиэтажный дом хоть сейчас ринется в бой. Скорость громадины на гусеницах не впечатляет (500 м в час), но эту медлительность можно простить из-за достойной выработки - 1000 кубометров в час. В карьере были проложены рельсы, по которым шёл вагонеточный состав. Ковш экскаватора погружался на 5–6 м в землю, и руда или песок, проходя по длинной стреле, попадали в вагоны состава. Дойдя до конца траншеи, экскаватор вместе с рельсами начинал возделывать другой участок, и работа продолжалась снова. После выработки карьер затапливали водой, а на его берегах высаживали хвойные деревья.

Рядом с немецкой техникой стоит его советский брат - шагающий экскаватор. В его основании огромный подшипник, а вместо гусениц у него "лапы", при помощи которых он передвигается. Отечественная машина уступает по производительности своему соседу из ГДР, но размер и конструкция обоих гигантов впечатляют.

Шагающие экскаваторы Takraf – последние из могикан, таких больше не делают: дорого, да и сегодня в них нет особой нужды. Скоро два лопатинских гиганта исчезнут с этой земли.

"Машины проданы другой компании, - сказал гендиректор АО "Кварцит" Владимир Кучеренко. - Их демонтируют и отправят за границу, которой, надеюсь, принесут большую пользу".


Источник: https://news.voskresensk-gis.ru/society/uhodit-epoha-lyubimets-turistov-shagayuschiy-exkavator-v-voskresenske-pokidaet-podmoskove.html
Короткая ссылка на новость: https://colomna.ru/~UZhq9

1803