30 лет назад завершился необычный перелёт советских лётчиков по маршруту Москва-Сиэтл-Москва



15.09.2020

30 лет назад завершился необычный перелёт советских лётчиков по маршруту Москва-Сиэтл-Москва

28 июля 1990 года с аэродрома Тушино в Москве взлетела группа небольших самолётов, которой предстоял большой, полный неожиданностей сложный путь в Америку. Среди почти 30 участников перелёта были коломенцы. Анатолий Ашмарин и Эдуард Жолудь вели самолёты, Вячеслав Маркалов был авиатехником, кстати, он летел с двумя сыновьями. В группе был также луховичанин Владимир Конюхов.    

- За лидера шёл "Ан-2", сзади нас сейчас находится "Ан-2", и шесть "Яков". Я был командиром "Як-18Т". Мы стартовали в конце июля с аэродрома Тушино в Москве и сразу пошли на Рязань.  

Перелёт был исключительным для всех участников. Они были знакомы с маршрутом только по карте, при этом на подготовку отводилось лишь две недели. Однако риск был оправдан. Это многого стоит пролететь над всем гигантским Советским Союзом на высоте 150-500 метров, воочию увидеть Уральские горы, степи Северного Казахстана, тайгу, реки, Чукотку, о которых поётся в песнях, ощутить всю бескрайность страны, занимающей одну шестую часть суши на планете. Они летели в Сиэтл, где в это время проходили Игры доброй воли, по приглашению американских пилотов-любителей, точнее пилотов частных самолётов. Этот перелёт стал возможен благодаря не только инициативе американцев, но и стараниям Советской Федерации любительской авиации и Фонда авиационной безопасности СССР, ДОСААФ СССР. Но сама идея перелёта принадлежала бывшему офицеру Генштаба Советской Армии Николаю Громцеву. Многое сделал для её воплощения летчик-космонавт СССР Игорь Волк и другие, прежде всего спонсор – директор "Подольскшвеймаша" Григорий Комаренко. Примечательно, что перелёт проходил почти точно по маршруту, по которому в годы Великой Отечественной войны в соответствие с лэнд-лизом советские летчики перегоняли из США самолёты для сражавшейся с немецко-фашистскими захватчиками Красной Армии. Увы, не всегда удавалось доставить эту технику в конечный пункт назначения.    

- Наши лётчики здорово перегоняли самолёты с Америки, "кобры" всякие. Там много понатыкано. На Чукотке они падали. История умалчивает. В наше время был сложный перелёт. А в их время – суперсложный, я считаю.  

Наверное, самым сложным оказался перелёт через Берингов пролив. Погода подсуропила пилотам, что называется, по полной программе.    

- Погода была отличная, когда взлетели, но до острова Ратманова погода была хорошая, острова Большой и Малый, Большой – это наш. Их и называют острова Ратманова. Там стояла погранзастава, то, что я видел. А потом когда буквально границу воздушную пересекли – и такая муть. Только видно под собой океан и всё, больше ничего. И я ведущий видел огонёк, а потом и огонёк пропал. У нас был радиокомпас и тот даже у ведомого у моего отказал. Он за меня зацепился и шёл. Я самостоятельно, группа, она отвернула, я шёл сам на этот берег.  

На Аляске получилось так, что большая часть группы продолжила путь в Сиэтл, а меньшая, в которой оказались наши земляки, осталась в Фэрбэнксе. Американские летчики оказали тёплый приём советским коллегам, оставив у них самые добрые воспоминания.  

- Встретили хорошо. Вот там, действительно, и ждали, и какие-то люди были. Мы-то, кончено, люди немножко далёкие были от таких встреч. У меня американские газеты остались. Ну, действительно, для них русские – это была диковинка.  

1 сентября на Аляске состоялись торжественные проводы. 15 сентября звено легкомоторных самолётов вернулось в Тушино. Участники перелёта провели в воздухе 150 часов, пролетели 28 тысяч километров, из них 7 тысяч над труднодоступной местностью, совершили 70 взлётов и посадок. Этот перелёт стал заметным вкладом в развитие частной авиации в нашей стране.


Источник: КТВ

Короткая ссылка на новость: https://colomna.ru/~qCBMd

257