starzbet alembahis betriyal, hermesbet pekinbet casinoplus orisbet, vaycasino, betorspin betkom betine

11 октября 1941 года в свой первый и последний бой вступил особый бронепоезд №1 "За Сталина!"



11.10.2021

11 октября 1941 года в свой первый и последний бой вступил особый бронепоезд №1 "За Сталина!"

80 лет назад под Москвой разворачивались ожесточённые бои. Поистине народный, построенный всего за полтора месяца на деньги коломенцев и укомплектованный рабочими Коломзавода и депо Голутвин, первый бронепоезд отправился защищать столицу.

11 октября 1941 года в свой первый и последний бой вступил особый бронепоезд №1 "За Сталина!" В истории подвига Коломенского особого бронепоезда №1 "За Сталина!" долгие годы возникало больше вопросов, чем ответов. Лилия Немцева более 30 лет занимается исследованием единственного боя бронепоезда и судьбы его экипажа. Учитель русского языка и литературы, писатель, в 1985 году возглавила первый в Коломне поисковый отряд "Донкихоты", в состав которого вошли школьники и студенты. В 1987 году по их инициативе в Гагаринском районе, на месте гибели бронепоезда, была открыта памятная стела. А в 2006 году в свет вышла книга "Судьба бронепоезда №1, героическая и трагическая", где была собрана вся на тот момент имеющаяся у отряда информация.  

- До последнего времени мы считали датой боя 10 октября, потому что наши архивы полного ответа на этот вопрос не давали. Мы ориентировались на несколько приказов, где было указано использование бронепоезда в районе Гжатска, но уже тогда бронепоезд был вычеркнут из этих приказов. Мы полагали, что 9 октября бронепоезд отправился на фронт, и, собственно, сразу проследовал к месту боя.  

Спустя 80 лет, благодаря вновь открывшимся данным из архивов, в том числе и немецких, окончательно стало ясно, как и когда происходил бой бронепоезда.  

- Совсем недавно открылись немецкие архивы. Один очень неравнодушный человек, Антон Мальцев, занимаясь историей своего собственного деда, наткнулся на эти документы и прислал мне их. Мы их изучили и поняли, что на самом деле бой происходил 11 октября, с 10 до 12 часов дня. В немецких архивах есть достаточно подробный отчёт о том, как проходил этот бой. Есть приказ Конева об операции, в которой должны были участвовать целый ряд подразделений советской армии, Красной Армии, и эта операция была направлена на то, чтобы отвлечь немцев от выхода из Вяземского котла двух армий, которые там оказались. Операция была назначена на 11 октября на 14:00. Но немцы предприняли наступательную операцию ранним утром, т.е. в 9 часов утра они начали наступать двумя группами. Бронепоезд появился на железнодорожном пути где-то в районе 10 часов утра.  

Выступив раньше назначенного времени, бронепоезд оказался в западне, на возвышенности и абсолютно открытом пространстве. Мост через реку Алешня уже был взорван, судя по архивным данным. То есть пройти к Гжатску поезд не мог, а немецкие сапёры уже работали на станции Колесники. Против коломенского бронепоезда выступила элитная дивизия СС "Рейх". Противник расположился по обе стороны от бронепоезда: с одной стороны танки, с другой артиллерия. Практически сразу был уничтожен котёл бронепоезда, и бронепоезд уже двигаться не мог.  

- Во-первых, разведка немецкая сразу донесла, что идёт бронепоезд, были отправлены подразделения сапёров в район станции Колесники с тем, чтобы подорвать железнодорожные пути и не дать бронепоезду отступить. Против бронепоезда были направлены несколько артиллерийских орудий, мощных, как пишут немцы, одно стреляло с дальностью полтора километра, другое – 400 метров, плюс ко всему против бронепоезда была брошена мощная штурмовая самоходка. Бой шёл ожесточённый, и продолжался он практически два часа. Вот это то, что совпадает с нашими прежними представлениями о том, как всё обстояло.

Напомним, что особый бронепоезд №1 "За Сталина!" был построен на деньги коломенцев, а основная часть экипажа была укомплектована добровольцами из рабочих Коломзавода и депо Голутвин. Мало кому удалось тогда выжить, и судьбы многих до сих пор остаются под завесой тайны. Из архивов стало также известно о 16-летнем воспитаннике Анисимове в составе экипажа и о бойце Чибискове, который попал в плен и прошёл через четыре немецких лагеря. А вот бойцу Афиногенову чудом удалось сбежать и даже получить медаль "За отвагу", правда, уже в числе подольских курсантов. Исследование судьбы первого коломенского бронепоезда и его экипажа продолжается.


Источник: КТВ

Короткая ссылка на новость: https://colomna.ru/~XuiRy

332