Земляки

В пятницу, 5 октября, исполнится сорок дней, как умер Герой Советского Союза гвардии майор в отставке Сергей Иванович Захаров – отважный лётчик-бомбардировщик периода Великой Отечественной войны, талантливый инженер-конструктор в мирное время, необыкновенно скромный и застенчивый человек. Коломна достойно проводила в последний путь своего славного сына. Прощание с кавалером Золотой Звезды прошло со всеми полагающимися воинскими почестями. Похоронили С. И. Захарова на городском кладбище № 1.

захаров, герой, лётчик
Герой Советского Союза Сергей Иванович Захаров.

Более сорока лет я был знаком с Сергеем Ивановичем. Много раз пришлось выступать вместе с ним перед школьниками, студентами, курсантами, военнослужащими, рабочими, интеллигентами. И постоянно отмечал: Сергей Иванович так умел выстроить свою речь, что аудиторию держал в напряжении и внимании. Хотя говорил он тихо, мягко, но очень чётко. Просто и доступно излагал свои мысли. Чаще всего рассказывал о товарищах-однополчанах, о своём родном 10-м гвардейском авиационном полке АДД (авиации дальнего действия) и очень скупо о себе. Приходилось включаться в разговор и сообщать аудитории о боевых заслугах лётчика-героя.

Я многое узнал о Сергее Ивановиче Захарове, когда собирал материалы о нём для очерка в книгу «Золотое созвездие коломенцев» и особенно когда работал над документальной повестью «Под крылом – цель». Она вышла в издательстве «Московский рабочий» в 1985 году. Подолгу беседовал с Сергеем Ивановичем, с его боевым штурманом Александром Фёдоровичем Петровым, тоже Героем Советского Союза, переписывался с однополчанами Захарова, поднимал материалы в архивах и музеях, знакомился с публикациями военных лет во фронтовых и центральных газетах, которые хранятся в московских библиотеках, и в городской газете «Коломенский рабочий» времён Великой Отечественной войны. И передо мной раскрылся образ человека беззаветно преданного делу, которое избрал для себя в жизни, – авиации.

В 1930-е годы многие мальчишки бредили небом, самолётами. Мечтал об этом и Серёжа Захаров. Ведь в Коломне работал аэроклуб, и в небе над городом часто можно было видеть самолёт. Получить среднее образование Сергей не смог. Он учился в восьмом классе, когда умер отец. Маме нужно было воспитывать троих сыновей и дочь. И пришлось Сергею поступать в школу фабрично-заводского ученичества при Коломенском машиностроительном заводе. Окончив ФЗУ, работал токарем-инструментальщиком на Коломзаводе и одновременно учился в аэроклубе.

захаров, друзья, коломна
В декабре 1939 года младший лейтенант Сергей Захаров приехал в Коломну в отпуск и сфотографировался с друзьями. Кто они, к сожалению, на снимке не написано.

В апреле 1938 года поступил в Борисоглебскую военную школу лётчиков. В следующем году в звании младшего лейтенанта прибыл в лётную часть города Орла.

С. И. Захаров шесть боевых вылетов совершил во время советско-финляндской войны, участвовал в событиях по воссоединению Бессарабии с Молдавией и с мая 1942 года по апрель 1944 года выполнил 251 боевой вылет по целям ближним и дальним, нанося бомбовые удары по немецко-фашистским военно-промышленным объектам. Каждый такой вылет мог для Захарова оказаться последним, но победили мастерство и мужество.

Первое боевое задание С. И. Захаров выполнил в ночь под 1 мая 1942 года, нанеся удар по железнодорожному узлу Орёл, где было сосредоточено много составов с живой силой и техникой гитлеровцев. А летом и осенью того же года, когда фашистские полчища рвались к Сталинграду и Кавказу, экипаж Захарова с подмосковного аэродрома вылетал бомбить военно-промышленные объекты Кёнигсберга, Берлина, Данцига, Штеттина, Варшавы, Будапешта и других городов. Эти полёты проходили в сложных метеорологических условиях. Советских бомбардировщиков в пути и над целью обстреливали фашистские истребители, по нашим машинам вели интенсивный огонь вражеские зенитчики, на пути краснозвёздных «илов» вставали гитлеровские аэростаты заграждения, лётчиков ослепляли десятки, а то и сотни прожекторов, из лучей которых не так-то просто было вырваться. Большую опасность представляли грозы, обледенение, так как приходилось лететь на высоте в несколько километров или в сплошной облачности. Неудобства создавала и кислородная маска, а без неё не обойтись: можно потерять сознание от кислородного голодания.

Полёты иногда продолжались по 8, 10, 12 и более часов. В кабине не развернуться и передохнуть нельзя: рук от штурвала не оторвать, поскольку на самолёте Ил-4 не было автопилота. Лишь время от времени Захаров, не выпуская штурвала, менял онемевшую руку, ёрзал на сиденье, стараясь занять такое положение, чтобы не так остро чувствовать боль в пояснице, чтобы снять напряжение с затёкших ног.

Бывали моменты, когда Захаров, посадив самолёт и вырулив с полосы на стоянку, напрягал все силы, чтобы спуститься на землю, а она плыла под ногами. И он делал очень неуверенный шаг, другой, словно малыш, обучающийся ходьбе. Ещё хуже было с руками. По многу часов он крепко сжимал штурвал. И пальцы застывали в полускрюченном состоянии, и какое-то время даже силой невозможно было их распрямить. Но молодой организм справлялся с нагрузками. Отдых, калорийное питание, занятия физкультурой восстанавливали силы. И вновь С. И. Захаров отправлялся в полёт, на выполнение боевого задания.

Командир полка, воевавший ещё в Испании и Китае и вернувшийся оттуда кавалером двух орденов Красного Знамени и ордена Красной Звезды, подполковник Иван Карпович Бровко отмечал в характеристике С. И. Захарова: «Летает днём и ночью. В полёте вынослив, летать любит… Дисциплинирован, требователен к себе и подчинённым. В бой идёт с большим желанием, в бою ведёт себя храбро».

лётчики, захаров, война
Боевой экипаж (слева направо): штурман Александр Петров, командир лётчик Сергей Захаров, стрелок-радист Леонид Трегубенко.
лётчики, захаров, война
Май 1943 года, Липецк. Полку вручили гвардейское знамя. Справа налево: С. И. Захаров, Д. И. Барашев, И. Т. Гросул.

Спустя много лет после войны, в 1983 году я написал письмо генерал-лейтенанту И. К. Бровко и попросил его ответить на несколько вопросов, касающихся С. И. Захарова. «Каким Вам запомнился Захаров, когда он прибыл в полк?» – «С первого взгляда он мне показался слишком молодым, невысокого роста, малоразговорчивым и слишком скромным. В беседе показал хорошее знание лётного дела. На следующий день я проверил его технику пилотирования днём и ночью. За полёты получил оценку отлично. После этого он был допущен к полётам на боевые задания». – «Какие качества Захарова Вы бы отметили в первую очередь?» – «Скромность и высокое лётное мастерство».

семья, коломна, захаров
Семья Захаровых. Слева направо: Сергей, Владимир, мама Татьяна Васильевна, Александра и Павел.

5 апреля 1944 года С. И. Захаров совершил последний боевой вылет. Тяжёлая болезнь оторвала его от лётной работы. Через два года его демобилизовали по состоянию здоровья, и он расстался с небом, с авиацией. Сергей Иванович вернулся в Коломну. Для себя дал слово жить так же честно, не убегать от трудностей, как жил и до того. И это ему удалось. С. И. Захаров окончил с отличием станкостроительный техникум, а потом институт, работал инженером-конструктором на заводе тяжёлого станкостроения. И в учёбе, и в работе, и при исполнении множества общественных дел (а он немало лет был председателем совета ветеранов предприятия) проявлял такую же волю, настойчивость, как и в бою, и оставался таким же скромным и мягким человеком. Почти шестьдесят лет в любви и согласии прожил он с женой Антониной Петровной, вырастили четверых дочерей, радовались на внуков и правнуков.

Человек не вечен. Но память о таких людях, как Сергей Иванович Захаров, остаётся навсегда.




Автор: Анатолий КУЗОВКИН.
Номер газеты: 39 (358) от 3 октября 2007 г.

Возврат к списку