Конструктору Гаврилову посвящается...







Конструктору Гаврилову посвящается...



22.02.2019

Конструктору Гаврилову посвящается...

Сегодня в Центре развития персонала АО "Коломенский завод" состоялась встреча учащейся молодежи с журналистом Валерием Петровым. Она была приурочена к 135-летию со дня рождения советского конструктора Александра Гаврилова.

Многие коломенцы знают о том, что в Коломне, точнее в микрорайоне Колычево, есть улица, носящая имя Гаврилова. При этом лишь относительно немногие хотя бы в общих чертах знакомы с деятельностью этого выдающегося человека, оставившего заметный след в истории развития инженерной мысли, причем не только отечественной, но и мировой. Александр Иванович Гаврилов 15 лет проработал на Коломенском заводе, внеся заметный вклад в развитие дизелестроения. Сегодня, в канун 135-летия со дня рождения Гаврилова, которое будет отмечаться 23 февраля, обо всем этом шла речь на встрече с молодежью в центре развития персонала Коломенского завода. Здесь собрались учащиеся гимназии №9, школ №18 и 24 студенты Коломенского института (филиала) Московского политехнического университета, воспитанники Дома детского и юношеского туризма и экскурсий "Одиссея". В этой встрече приняли участие генеральный директор АО Коломенский завод Дмитрий Сергеевич Мирный и директор Коломенского института МПУ Наталия Александровна Мурзак.

Перед ними с интересным рассказом о жизни и профессиональной деятельности конструктора, которого связывают с нашим городом тесные узы, выступил журналист Валерий Петров, в свое время профессионально занимавшийся изучением биографии ученого. Да это и понятно, ведь Александр Иванович Гаврилов - личность выдающаяся:  образованнейший человек, отличный музыкант-скрипач, но самое главное - великолепный инженер-конструктор, ученый с большой буквы.

Александр Иванович родился в станице Константиновской, что на Дону. После окончания нынешней "Бауманки" работал на Путиловском заводе, а в связи с развитием дизелестроения в России, прежде всего на Коломзаводе, был направлен в Коломну. Эта командировка оказалась удачной. И уже после революции в 1922 году Гаврилов вместе с женой-коломчанкой переезжает на постоянное место жительства в Коломну, где устраивается работать на Коломенский завод.

Гаврилов внёс заметный вклад в создание двигателей для подводного флота СССР в том числе в создание дизеля с наддувом 38К. Он активно участвовал в разработке авиационного дизеля. Эту идею тогда стремились претворить в жизнь две страны: Советский Союз и Германия. В 1937 году по обвинению в шпионаже и вредительстве (ему припомнили восьмимесячную командировку в Германию и Швейцарию) Александр Иванович был осужден на пять лет, Почти весь срок отбытия наказания он провел в особом техническом бюро, где работал вместе с будущими всемирными знаменитыми Глушко и Королевым. Гаврилов внес весьма большой вклад в успешную разработку камеры сгорания для двигателей первых советских ракет. По настоянию академика Валентина Петровича Глушко имя Гаврилова было присвоено кратеру на обратной стороне Луны. Споры вокруг кандидатур велись ожесточенные, но Глушко настоял на имени Гаврилова.

А вот коломенской улице имя Гаврилова присвоили гораздо позднее благодаря поисковой работе двух журналистов Валерия Петрова и Анатолия Ивановича Кузовкина. Разумеется, Александр Иванович Гаврилов был впоследствии реабилитирован, правда, посмертно. Он скончался в 1955 году и похоронен на Старом кладбище в нашем городе.

Во время этой встречи трем студентам Коломенского института (филиала) Московского политехнического университета были вручены стипендии имени Евгения Александровича Никитина, бывшего главного конструктора по машиностроению Коломенского завода.


Источник: КТВ

Короткая ссылка на новость: http://colomna.ru/~RFNdk

343