starzbet alembahis betriyal, hermesbet pekinbet casinoplus orisbet, vaycasino, betorspin betkom betine

Три легенды о текстильных драгоценностях



22.06.2021

Три легенды о текстильных драгоценностях

В субботу в музее-лаборатории "Шёлковая фабрика" на фоне старинных восточных тканей были рассказаны три удивительные легенды о тщеславии, алчности и золотых руках мастеров. От таких не отказалась бы сама Шехерезада, но поведал их коломенцам искусствовед, художник, историк народного костюма Андрей Боровский.  

Гости лекции Андрея Боровского услышали три легенды о текстильных драгоценностях, и одна из них, как и обещал искусствовед, имела самое непосредственное отношение к истории нашего города.  

- В разные эпохи люди создавали ткань, которая, в принципе, не может быть использована для одежды и в первую очередь стоит слишком дорого. И вот эти раритеты переходили из поколения в поколение, они мигрировали, они пересекали границы, они становились предметом преследований, купли, продажи, предательства, как все любые драгоценности. И вот именно одна из, наверное, самых главных текстильных драгоценностей России была создана в Коломне.

Речь идёт о шёлковых покрывалах-канаватках, которые русские женщины носили поверх головного убора. По сути, это фата, но не тонкая, полупрозрачная, как у сегодняшних невест, а из плотной узорчатой ткани. Она получила своё название от сирийского города Канават, где её производили с древних времён. А в XVIII веке в России, именно в Коломне, купцы Левины стали ткать "платки переборные с золотом". Коломенские ткачи не просто повторяли восточные образцы, но и превзошли их по сложности и необычности узора – на радость щеголихам, на грустные раздумья их мужей и отцов, ведь стоили златотканые покрывала очень и очень дорого. Но это не останавливало модниц, недаром говорили в народе: "голь перекатна, зато фата канаватна".

Также Андрей Боровский рассказал удивительную историю кушаков, которые когда-то подчеркивали дородность и осанку персидских вельмож, потом стали непременным атрибутом костюма польской знати и одним из символов современной Белоруссии. Рассказал о тончайших мерлинских шалях, которые, по преданию, французский посланник хотел приобрести для Жозефины, супруги Бонапарта, за баснословные деньги, да нижегородская помещица Надежда Мерлина "не захотела выпустить в чужое государство домашнего сего изделия". Легенды о текстильных драгоценностях звучали в обрамлении ещё одной легенды – узбекских вышитых шелков и керамики, экспонатов выставки "Когда цветёт гранат… Хранители традиций Узбекистана".  

- Идея этого всего – показать глубину истоков именно узбекской культуры и о том, как это всё сохранено до сих пор в традициях. То есть тот код, который несёт в себе культура Узбекистана, он полностью представлен через такое декоративно-прикладное искусство.  

На выставке представлен вышитый вручную декоративный текстиль, в частности, нарядное панно-сюзане, обязательный элемент приданого узбекской невесты, которое она начинала вышивать ещё девочкой.  

- Этим сюзане вообще передаётся большое количество смысловых нагрузок, в первую очередь – пожелание благополучия, благосостояния, очень много кодов, очень много знаков и символов, которые включены в это полотно.  

В истории текстильных шедевров, как нити в шёлковой ткани, переплелись эпохи и страны, Восток и Запад, и Коломна тоже является частью этого причудливого узора. Эта выставка, лекции и всё пространство музея оживляет память о том, что когда-то Коломна была центром шелкоткачества, возвращает к жизни имена предприимчивых купцов и искусных мастеров.  

- Каждый раз, когда я приезжаю сегодня в Коломну, я понимаю, что то, что было начато очень маленькой группой людей-энтузиастов, сегодня подхвачено городом. И это действительно лицо современной Коломны: город, который не просто открыт для туристов, а город, где, наверное, каждый житель понимает вот эту ценность и неповторимость каждого уголка.


Источник: КТВ

Короткая ссылка на новость: https://colomna.ru/~EB8QH

719