Соловьёв Вячеслав Николаевич
starzbet alembahis betriyal, hermesbet pekinbet casinoplus orisbet, vaycasino, betorspin betkom betine
соловьёв, виат
Вячеслав Николаевич Соловьёв.

Вячеслав Николаевич Соловьёв. Бессменный руководитель известного в Коломне и далеко за её пределами ВИАТ-67 – популярного вокально-инструментального ансамбля тепловозостроителей. 50 лет во главе большого творческого коллектива, гастроли по всей стране и за рубежом, работа с начинающими молодыми исполнителями, он и сегодня остаётся предан музыке – главному делу своей жизни. 17 января Вячеславу Николаевичу исполнилось 85 лет. Он бодр, подтянут и с удовольствием вспоминает богатые на события годы, проведённые на сцене вместе со своими виатовцами.

Мог ли подумать Николай Иванович, отец маленького Славы, отдавая сына учиться игре на баяне к известному коломенскому баянисту Владимиру Андреевичу Щеколдину, что для мальчика это будут только первые шаги на большом творческом пути, который станет судьбой и, надо сказать, судьбой счастливой.

Семья Соловьёвых была простой. Мать, Вера Александровна, работала портнихой, отец – шофёром, он прошёл три войны: финскую, польскую и Великую Отечественную, которую закончил в Берлине, где и демобилизовался. Кстати, Николай Иванович и сам играл на гармони, на семиструнной гитаре. Вот и сын после уроков Щеколдина с баяном уже не расставался. Окончив школу, Вячеслав Соловьёв поступил в паровозостроительный техникум, но музыка не отпускала, на каждой демонстрации: первомайской, 9 мая, октябрьской – он в первых рядах со своим инструментом, а летом уезжал работать баянистом в пионерский лагерь в Черкизово.

Четыре года учёбы, как и бывает в молодости, пролетели незаметно, за ними, как водится, последовало распределение. Молодой специалист из родной Коломны уехал в далёкий Нижний Тагил на Уралвагонзавод имени Сталина. Правда, жизнь в горном краю, где Европа сливается с Азией, продолжалась недолго – всего три месяца. Вячеслава Соловьёва призывают в ряды Советской армии. Теперь его путь лежал в солнечную Украину, город Каменец-Подольский, вот где баян снова пригодился, да ещё как. Год он учился в школе сержантского состава, после чего Вячеслава Соловьёва перевели в дивизионный духовой оркестр. Именно в армии с будущим создателем и руководителем ВИАТ-67 случилась ещё одна судьбоносная встреча.

– Наш армейский командир, дирижёр духового оркестра майор Любимский занимался с нами очень серьёзно, – вспоминает Вячеслав Николаевич. – Он горел своим делом, изучал с нами теорию, был требовательным на репетициях, в армии я освоил инструментоведение, научился расписывать ноты для каждого участника оркестра, и хорошо научился, так, что все удивлялись, и всё это благодаря Любимскому. Получается, в армии я получил своё музыкальное образование.

Во время службы Вячеслав Соловьёв получил и свой первый опыт руководства музыкальным коллективом. Он активно начал развивать дивизионную самодеятельность, сначала организовал эстрадный квартет, а затем возглавил хор в доме офицеров. Но служба закончилась, и Соловьёв возвращается на свою малую родину, в Коломну. Где работать выпускнику паровозостроительного техникума? Конечно, на коломенском тепловозостроительном заводе. Сначала слесарем машино-сборочного цеха, а совсем через короткое время он занимает должность конструктора в отделе автоматизации и механизации (ОАМ), чуть позже он стал называться отделом главного конструктора по нестандартному оборудованию (ОГКНО). Параллельно молодой человек продолжает получать образование и поступает на вечернее отделение Всесоюзного заочного политехнического института, откуда через некоторое время он переведётся в МВТУ им. Н. Э. Баумана, который успешно окончит в 1964 году. До создания ВИАТ-67 останется всего три года.

Если вы думаете, что всё это время жизнь Вячеслава Соловьёва была наполнена лишь трудовыми и студенческими буднями, значит, вы не знаете характера нашего героя. Музыка не отпускала, влекла за собой страстно, сильно, как самая первая любовь. В заводскую художественную самодеятельность молодой специалист окунулся сразу и с головой. Инструментальная группа, лидером и руководителем которой был Вячеслав Соловьёв, состояла из таких же работников предприятия, как и он сам: талантливых, весёлых, творческих, увлечённых людей.

– Понимаете, в то время существовало много народных коллективов: вокальных, танцевальных, это были оркестры, хоры, и репертуар был соответствующий – народные и патриотические песни, классика, конечно. А у нас зарождалось нечто новое, интересное – эстрада, – рассказывает Вячеслав Николаевич.

виат-67, юбилей
ВИАТ-67 50 лет.

Занимая призовые места на ежегодных заводских смотрах художественной самодеятельности, музыкальный коллектив ОАМ (позднее ОГКНО) регулярно получал приглашения и на областные, всесоюзные смотры. Инструментальная группа выступала в Концертном зале гостиницы «Россия», Доме журналиста «Октябрьский», Колонном зале Дома Союзов. Во всём этом музыкальный коллектив поддерживал главный конструктор ОАМ – лауреат Сталинской премии Игорь Александрович Холодилин, также увлечённый музыкой, как и заводские таланты. Вот что пишет об этом сам Вячеслав Соловьёв в книге «Ребята из ВИАТа»: «Если бы не Игорь Александрович, не знаю, как сложилась бы моя жизнь. Оглядываясь назад, я доволен своей судьбой, которая дала мне возможность всю жизнь заниматься своим любимым делом – музыкальным творчеством в ВИАТе… я мог бы строить свою карьеру по производственному пути. Может быть, я дорос бы до начальника цеха или ещё чего-либо. До ночи пропадал бы в цехе, получал бы нагоняи от директора завода, заработал бы инфаркт! Но я работал начальником лаборатории автоматизации производства 23 года (последние 10 лет в составе ОГМетр). Руководство отдела было довольно моей работой и, в то же время, я имел возможность заниматься музыкой».

Между тем в 1967 году в Коломну прибыла делегация из чешского города-побратима Млада-Болеслава, в составе которой приехал эстрадно-духовой оркестр «Студия», естественно, выступивший, кстати, с большим успехом, на городских сценах. После отъезда делегации, нужно было решить, кто поедет в Чехословакию с ответным визитом. Выбор пал на инструментальную группу Вячеслава Соловьёва, как единственных представителей эстрадного направления в Коломне, ведь в ЧССР нужно было соответствовать, как говорится, модным тенденциям того времени. Начались репетиции, готовилась программа, в коллектив решили пригласить музыкантов и вокалистов из других предприятий. Тогда никто и предположить не мог, что сейчас, в данный момент рождался коллектив, который совсем скоро обретёт огромную популярность, станет легендарным и будет выходить на сцену на протяжении полувека.

Чехословакия произвела неизгладимое впечатление на музыкантов. Коллектив дал восемь концертов, встречали их с восторгом, а уж гостеприимство и радушие побратимов коломенцы запомнили навсегда. Хотя они ещё вернуться сюда, сначала в 1972 году, а потом уже в обновлённом составе в 1986-ом. Кстати сказать, именно после своих первых гастролей в Чехословакии вокалисты и музыканты решили не расставаться. В это же время у коллектива появляется и известное сегодня всем название – ВИАТ-67.

Между тем, зарубежные гастрольные поездки для виатовцев не ограничились только ЧССР. В начале 1969 года женский вокальный квартет (Нина Филаретова, Наталья Шкарина, Людмила Головачёва, Юлия Шмелёва) – часть ВИАТ-67, правда, в сопровождении профессиональных артистов Московской областной филармонии уезжает с концертной программой в Польскую Народную республику. К слову надо сказать, что создать именно квартет (до этого в ВИАТе был октет) Вячеславу Соловьёву посоветовала сама Майя Кристалинская на одном из телевизионных конкурсов «Алло! Мы ищем таланты», в которых также принимали участие виатовцы. Гастроли в Польше прошли настолько хорошо, что девушек пригласили работать в Московскую областную филармонию, но они по разным причинам отказались. Спустя пять лет, в 1974 году, коломенский ВИАТ вместе с группой делегатов XVII съезда ВЛКСМ отправляется в ГДР. Это была очень насыщенная поездка, полная самых ярких эмоций, творческого порыва, глубоких впечатлений. К тому же здесь коллектив встречал самый благодарный зритель, по мнению музыкантов, – солдаты, для которых они были долгожданной весточкой с далёкой родины.

соловьёв, виат
ВИАТ-67 на отдыхе.

Середина 70-х стала для ВИАТа непростым периодом в творчестве. По разным причинам участники ансамбля всё меньше и меньше времени могли посвящать репетициям. Тогда Вячеслав Соловьёв принимает решение распустить коллектив. Но судьба распорядилась по-другому. Когда об этом узнало руководство завода к Вячеславу Николаевичу приехал секретарь парткома Сергей Демидов и сказал: «И не думайте! Возвращайтесь к работе! Как же завод будет без ВИАТа?» И к 1977 году руководитель ансамбля вдохнул в коллектив струю свежего воздуха, пригласив к участию городских музыкантов, а также взял профессионального музыкального руководителя.

Сколько имён, сколько городов, сколько концертов помнит ВИАТ-67. Всех и не перечислишь. Они исколесили, наверное, весь Союз, выступали на самых престижных музыкальных площадках, чего стоит только участие во Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1985 году! А концерты для авиаторов Московского военного округа или моряков черноморского флота, выступления на ударных комсомольских стройках, например, в Аркалыке (Казахстан) или на пуске первой очереди Колымской ГЭС в Магадане и так далее, и так далее. Конечно, не забывали виатовцы и о коломенском зрителе, который бесконечно любил артистов, отдавая должное их безусловному таланту.

Перестройка 90-х годов ворвалась в жизнь всей страны и перевернула всё с ног на голову. Конечно, коснулось это и музыкальных коллективов, которые без участия в их жизни комсомольской организации со своей программой воспитания молодёжи, в том числе и в музыкальном плане, попросту осиротели, стали предоставлены сами себе. Жизнь переходила на коммерческие рельсы, все её аспекты подчинялись личной выгоде, до творчества ли теперь было? Ансамбль стал распадаться. В 1992 году Вячеслав Соловьёв прерывает свою трудовую деятельность на Коломенском заводе, поступает на работу в фирму «ДОММ», а к концу 90-х он организовывает группу из четырёх человек под всё тем же названием ВИАТ, и вместе с ними выступает уже на развлекательных мероприятиях и корпоративах.

Ещё одной важной страницей в творческой жизни Вячеслава Соловьёва стала работа с молодыми исполнителями в 2000-х. Объявив кастинг, коломенский маэстро отобрал лучших вокалисток. Так появился на свет квартет «ЛОЛИ». И вместе с ним новая музыкальная программа, концерты на городских и районных площадках коломенского края. Под чутким руководством своего наставника девушки выиграли гран-при московского международного фестиваля «Открытая Европа» в номинации «Эстрадный вокал – дуэты, трио, квартеты». Награду коллективу вручала тогда, в 2006 году, Валентина Толкунова. После успеха на сцене «Открытой Европы» «ЛОЛИ» получил приглашение на этно-фестиваль Средиземноморья в итальянский Палермо, где квартет завоевал престижный приз «Тринакриция ди Сицилия». Ещё раз покорить «Открытую Европу» Вячеславу Соловьёву удастся спустя три года. В 2009 году его вокальный дуэт «City Cats» завоевал второй приз фестиваля.

Сегодня, конечно, музыканты разных лет ВИАТ-67 и коллективы Соловьёва 90-х и 2000-х годов, принимают участие в концертах, посвящённых юбилеям самого маэстро и круглым датам ансамбля до сих пор любимого и незабытого коломенцами. Последний такой концерт прошёл в 2018 году при полном аншлаге. И как всегда у руля коллектива стоял его бессменный руководитель – Вячеслав Соловьёв. Удивительная судьба, счастливая жизнь, полная творческих исканий и побед. Свой 85-летний юбилей Вячеслав Николаевич встречал в этом году в кругу большой и дружной семьи, рука об руку с женой Светланой, которая поддерживала все его творческие порывы все эти годы. У него двое дочерей, один внук, две внучки и два правнука и, конечно, музыка, до сих пор его любимая музыка.



Автор: Виктория АГАФОНОВА.
Номер газеты: 4 (1040) от 3 февраля 2021 г.

Возврат к списку