Смеляков Николай Николаевич
starzbet alembahis betriyal, hermesbet pekinbet casinoplus orisbet, vaycasino, betorspin betkom betine
 смеляков, коломзавод
Николай Николаевич Смеляков.

Есть в небольшом городке Спасск-Рязанский, что в полусотне километров к юго-востоку от Рязани кладбище. Обычный погост, на котором похоронен уроженец земли Рязанской, чья замечательная жизнь оказалась так прочно связана с Коломной, что коломенцы по праву считают его своим земляком. Это Николай Николаевич Смеляков – человек удивительной судьбы, немало порадевший ради Отечества.

Коломзаводская «чугунка» поначалу его оглушила. Он только что вошёл в цех и, сделав несколько шагов, стоял слегка ошарашенный открывшейся перспективой. Новый, в 1934 году ещё не полностью пущенный в эксплуатацию чугунолитейный цех, пришедший на смену старому, поражал размерами, оборудованием, формовочными станками, плавильной печью, кранами, снующими карами. В плавильной печи разогретый до немыслимой температуры чугун должен превращаться в тягучую жидкость, готовую застыть в любой форме по воле металлургов. Не надо было быть семи пядей во лбу, чтобы понять: от работы этого цеха зависит весь ритм производства на заводе. Он поздравил себя с правильным выбором, именно здесь его, начинающего инженера, место – на самом главном направлении. Хотя, конечно, свой выбор он сделал ещё раньше, когда студентом проходил практику на Коломенском машиностроительном заводе. Производство сразу очаровало молодого человека, полного созидательных идей и планов.

Вообще, Николай Смеляков даже и не заметил, когда положил глаз на Коломну. Наверное, сразу же, как только увидел город из окна поезда, увозившего его из родного Спасска-Рязанского в Москву, где ждала учёба в машиностроительном институте имени М. И. Калинина. И вот теперь мечта сбылась. Позади уже был откровенный доверительный разговор с директором завода. Впереди ждала, как надеялся молодой инженер-литейщик, интереснейшая работа. И эта надежда оправдалась. Конечно, пришлось потрудиться, с головой уйти в особенности оборудования, среди которого хватало импортного. Но, начинающий инженер отличался любознательностью, целеустремлённостью и необыкновенным трудолюбием, которых хватило бы на нескольких человек. Инженеры и рабочие, трудившиеся с ним бок о бок, стали с удовлетворением отмечать, что молодой специалист старался докопаться до каждой мелочи в устройстве любого механизма, изучить все особенности его работы. При этом Смеляков с благодарностью запоминал бесценные советы старших товарищей – носителей производственной мудрости. И дело пошло. В это же время заметил молодой человек, что окружающие стали обращаться к нему не иначе, как Николай Николаевич. Это о многом говорило. По-другому и быть не могло. Необыкновенно трудолюбивый, умевший видеть в маленьком большое, способный решать, казалось бы, нерешаемые задачи, находивший общий язык и с маститыми спецами, и с высоким начальством, и с рабочими, Смеляков довольно скоро стал пользоваться авторитетом не только в чугунолитейном цехе, но и на предприятии.

Но случилось так, что в 1939 году лейтенанта запаса Смелякова, который в середине тридцатых годов прошёл срочную службу в Забайкалье, призвали защищать интересы Родины в должности командира танковой роты в 105-дневной советско-финляндской кампании. Для Николая Николаевича не было никаких сомнений, куда возвращаться после этой войны: только в Коломну, на ставший родным Коломенский завод.

Ему и в самом кошмарном сне не могло присниться, что совсем скоро он окажется в тюрьме, и не в какой-нибудь, а той, что расположена в столице фашистской Германии Берлине, где лицом к лицу столкнётся с гестапо. Такой вот поворот приготовила ему судьба. В производстве продукции Коломзавод активно использовал импортное оборудование, стремился внедрять передовые технологии в цехах. В июне 1941 года предприятие направило группу специалистов, в составе которой находился и Николай Николаевич Смеляков, в длительную командировку в Германию. Наш земляк получил назначение на всемирно известную фирму MAN, где должен был принимать немецкие дизели. А вскоре фашистская Германия напала на Советский Союз. Всех советских дипломатов и специалистов в этой стране сразу же арестовали, как впрочем, и граждан Германии в СССР. Конечно, Советский Союз не бросил своих граждан на произвол судьбы. Начались интенсивные переговоры с Германией об обмене задержанными, ведь и немцы были в этом заинтересованы. В конце концов через посредничество Международного комитета Красного Креста такой обмен состоялся на территории Турции. К слову, советских граждан на родину вернулось, чуть ли не в десять раз больше, чем германских. Возможно потому, что наших собрали со всех оккупированных Германией стран. Вообще, история этого обмена изобилует тайнами до сих пор.

Как бы то ни было, а 10 августа Смеляков вернулся в Коломну и сразу же включился в работу. Фронту требовались вооружение, боевая техника, боеприпасы. Необходимо было сделать всё, чтобы предельно сократить срок перевода машиностроительного завода на военные рельсы. Предприятие приступило к выпуску боеприпасов, ремонту боевой техники, пострадавшей в боях, выполнению других военных заказов. Однако в октябре 1941 года в связи с ухудшением обстановки на фронте предприятие пришлось эвакуировать в Киров. Командовать оставшимся хозяйством поручили директору Николаю Николаевичу Смелякову. По своему обыкновению он с головой ушёл в работу, развил такую бурную деятельность, что фактически возродил завод на базе оставшегося неисправного оборудования. Поговорил с людьми, набрал работников из числа старых и молодых. Под его руководством коллектив завода, а он уже насчитывал около трёх тысяч человек, привел в рабочее состояние неисправные станки и оборудование. И предприятие вернулось к полноценной производственной жизни. Здесь начался выпуск боеприпасов, ремонт пострадавшей в боях техники. Как вспоминал Смеляков, в заказах для фронта недостатка не было. На базе эвакуированного завода организовались новые цехи по производству ружейных гранат, сварке противотанковых ежей и многого другого. Коллектив завода не ждал заказов, он сам искал сферу приложения своих сил. А силы эти были не такие уж маленькие. Оставались котельная, электростанция, небольшая кислородная станция, сварочное оборудование, некоторое количество металлорежущих станков, молот свободной ковки и другая техника. Сохранилась одна мартеновская печь из четырёх, формовочный пролёт с краном. И, конечно, часть рабочих, мастеров, инженеров. Среди них главным образом были люди пожилые или с плохим состоянием здоровья. Собственно, не всех нужно было эвакуировать, хотя каждому давалось право выехать в Киров.

Но и это не всё. Коломзаводцы, работая день и ночь на остатках эвакуированного предприятия, сумели построить бронепоезд «Коломенский рабочий». Эта крепость на колёсах воевала всю войну, участвовала в боях под Тулой, под Орлом, при форсировании Днепра, на переправе через Друть в Висло-Одерской и Берлинской военных операциях. Победу экипаж бронепоезда встретил на побережье Балтийского моря в поверженной Германии/

Довелось Николаю Николаевичу поработать и в приуральском Кирове. Оттуда его перевели заместителем главного металлурга на знаменитый завод «Красное Сормово» в Горьком. В этом волжском городе он в предельно сжатые сроки наладил производство танков «Т-34». После войны Смеляков стал директором этого знаменитого завода. Под его руководством здесь впервые в СССР начала действовать промышленная установка непрерывной разливки стали. За это Николай Николаевич Смеляков вместе с группой учёных был удостоен Ленинской премии. В его послужном списке работа первым секретарём Горьковского горкома КПСС, министром машиностроения СССР, председателем Амторга. А последние 27 лет своей трудовой биографии Смеляков работал заместителем министра внешней торговли СССР. Он успешно представлял экономические интересы нашей Родины в сфере международных экономических отношений, объездив при этом всю планету. В числе его наград, кроме Ленинской премии, десять орденов и две медали. Среди этих наград есть и боевые: это ордена Красной Звезды и Отечественной войны I степени. И что примечательно, Николай Николаевич Смеляков оказался единственным человеком в огромной стране, который был удостоен шести орденов Трудового Красного Знамени.

 смеляков, коломзавод
Во время последнего приезда на Коломзавод 9 июня 1994 года. Справа налево: Н. Н. Смеляков, М. Е. Кизельштейн, В. А. Бережков, В. Г. Сапожков, Н. М. Чечель.

Особое место в жизни Николая Николаевича занимает литературное творчество. Что побудило его взяться за перо? Наверное, желание, поделиться с людьми опытом, увиденным, познанным, пережитым. Пожалуй, особое место в списке написанных Смеляковым книг занимает «Деловая Америка (Записки инженера)», вышедшая в свет в 1967 году. Автор был некоторое время в США, встречался с деловыми людьми, знакомился с деятельностью специалистов в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, обслуживания населения. Он сумел подметить много интересного, собрать богатый материал о стиле и методах работы американских деловых людей, об организации производства и труда в различных отраслях экономики, о настроениях, господствующих в обществе. Книга сразу же стала бестселлером. Достать в магазинах её было невозможно. Ожидание в очереди по записи в библиотеках растягивалось на месяцы. А ведь это была всего лишь проба пера! Затем последовали «С чего начинается Родина (Воспоминания и раздумья)», «Уроки жизни», «Зимняя война». И все они неизменно вызывали большой интерес читателей. Правда, «Зимняя война» была опубликована отдельной книгой только на финском языке. Спустя годы после этого книга увидела свет на русском языке в журнале «Военно-исторический архив».

Смеляков никогда не забывал о Коломенском заводе, давшем ему путёвку в большую трудовую жизнь, полную событий и свершений. В «Уроках жизни» он посвятил Коломне и коломенцам немало места. Да и сам Николай Николаевич не раз приезжал в Коломну, бывал на Коломзаводе. Последний раз это произошло в июне 1994 года. Умер Николай Николаевич 1 апреля 1995 года, не дожив 13 дней до своего 84-летия. Согласно завещанию, его тело кремировали и похоронили в могиле родителей на кладбище в Спасск-Рязанском. Потом делегация коломенцев, в которую вошли представители АО ХК «Коломенский завод» и краеведы-активисты, доставила из Коломны и установила на могиле скромный памятник замечательному человеку Николаю Николаевичу Смелякову.



Автор: Егор СТРЕЛЬЦОВ.
Номер газеты: 15 (1051) от 21 апреля 2021 г.

Возврат к списку