Слонов Иван Андреевич
starzbet alembahis betriyal, hermesbet pekinbet casinoplus orisbet, vaycasino, betorspin betkom betine
 слонов, писатель
Иван Андреевич Слонов со своей женой Людмилой Яковлевной, 1902­–1903 гг.
6 октября 2016 года общественность Коломны празднует 165­-летие со дня рождения нашего земляка писателя, купца, путешественника, благотворителя Ивана Андреевича Слонова. К этой дате приурочено открытие выставки в Центральной городской библиотеке им. В. Королёва.

Давно краеведы Коломны и москвоведы мечтали узнать подробности жизни этого человека. Нам до сих пор неизвестно, когда он умер и где захоронен. В последние годы интерес к Слонову вырос, благодаря переизданию в 2006 году Издательским Домом Тончу самой известной его книги «Из жизни торговой Москвы» (1914) и публикации тем же издательским домом в 2016 году всех трёх книг Слонова: «В Америку» (1910), «На Востоке» (1913) и очерка «В стране наших союзников» о путешествии в Японию (1915).

Тем, кто не читал произведения нашего земляка, советуем обратиться в городскую и районную библиотеки или купить книги в книжных магазинах. Не пожалеете. Читаются на одном дыхании.

Работы Слонова отличает хороший литературный слог. Жизненные истории и ситуации автор описывает с юмором. В главной книге он приводит много автобиографических воспоминаний о годах своего детства и юношества, проведённых в Коломне и Москве. На выставке исследователи жизнедеятельности Слонова коломенские краеведы В.Ю. Кириченко, А.Е. Денисов, В.И. Михайлов расскажут много подробностей. Ожидается приезд потомков Ивана Андреевича. Пока же читателям газеты впервые приоткроем сенсационные факты об истории рода Слоновых, о семье Ивана Андреевича и о нём самом.

Весьма вероятно род Ивана Андреевича Слонова происходит от коломенского таможенного головы Никиты Слонова, который упоминается в документах конца 17-го века. Его потомки жили рядом с церковью Симеона Богоприимца (в начале современной улицы Посадской) и были её прихожанами. В середине 18-го века большинство Слоновых изменили образ жизни и вместо мещан стали купцами. В 70-е – начале 80-х годов 18-го века многие Слоновы перебрались в Москву и пополнили ряды столичного купечества. В 1792 году церковь Симеона Богоприимца в Коломне сгорела, её приход передали церкви Воскресения на Посаде, что ныне известна как Николы на Посаде. Теперь крестили, бракосочетали и отпевали оставшихся в Коломне Слоновых в Воскресенской церкви на Посаде. После страшного пожара в Москве в 1812 году московские Слоновы разорились и перешли в мещанство. В это же время дед Ивана Андреевича – Агап Агапович Слонов – был рекрутирован (взят в солдаты) из Коломны и попал служить рядовым в легендарный, овеянный славой в битвах с французами Украинский Егерский полк. Воинская часть была дислоцирована в 30-е годы 19-го века на Дону. Там, в донских землях, родился отец нашего земляка, Андрей Агапович. Его рассказами заслушивался в детстве маленький Ваня.

За два месяца до 14-летия Ивана неожиданно скоропостижно умирает Андрей Агапович. Его смерть резко изменила жизнь всей семьи. Да, опекуна для Слоновых нашли очень быстро. Но на опекунские деньги прожить в городе пятерым детям (Ивану, Елизавете, Павлу, Марии и Анне) с матерью Екатериной Семёновной было невозможно. Поэтому бабушка со стороны матери – Наталья Гавриловна Морозова – увезла внука в Москву к своему сыну Семёну Семёновичу Морозову. Дядя в это время перешёл из коломенских мещан в московские и устроился доверенным в лавку по продаже шорного товара.

Известно, по воспоминаниям Ивана Андреевича, что жили они с бабушкой первые полгода где-то на Таганке. Затем подростка отдали в услужение в башмачную лавку купца Заборова. Лавка находилась на Красной площади в торговых рядах, на месте современного ГУМа. А жил Заборов с семьёй и со всеми своими работниками где-то в Замоскворечье.

В 1879 году Иван Андреевич женился на Людмиле Яковлевне Виталиевой, дочери московского купца 2-й гильдии Якова Виталиевича Виталиева, бывшего, по некоторым данным, серебряных дел мастером. Молодожёны и супруги Виталиевы поселились на Сретенке в квартире доходного дома известного купца, ювелира Сазикова. Здание сохранилось, и сейчас в нём размещаются клуб «Джэм» Андрея Макаревича и отделение полиции по Мещанскому району. В этом доме родились почти все дети Ивана Андреевича – Людмила, Виталий, Екатерина, Лидия и Николай. В этом же доме преставились в 1880 году почти одновременно тёща Слонова и дочь Людмила. Обеих похоронили на Даниловском кладбище Москвы. Возможно, из-за продажи бизнеса Сазиковыми Слоновы и Виталиевы сменили квартиру и поселились в 1886 году в 3-м Ушаковском переулке, в доме Видловского (современный адрес – Турчанинов переулок, д. 6). Квартира была небольшая для семьи из семерых человек. И когда стало понятно, что Людмила Яковлевна вновь на сносях, они опять переехали – с 1888 няли квартиру в 1888 году в Мещанской части города на 3-й Мещанской улице (ныне улица Щепкина, рядом со спорткомплексом «Олимпийский»), в доходном доме Чулковой (не сохранился). В 1889 году Иван Андреевич стал купцом 2-й гильдии. Его тесть торговал иконами в торговых рядах на Красной площади, а Иван Андреевич был доверенным лицом у него. Предпринимательскую жилку новоприписанный купец осознанно развивал с детства. В своих воспоминаниях он рассказывал, как зарабатывал копеечки на водопое, продажей осколков фарфоровой посуды. Сразу после смерти старика Заборова Слонов решил открыть своё дело. Стартовый капитал одолжил у своего знакомого Павла Удалова. Отец Удалова торговал серебром в тех же торговых рядах, а жили Удаловы рядом с церковью Мартина Исповедника на Таганке, в приходе которой состояли бабушка Ивана Андреевича, дядя и сестра Мария. Павел Удалов был на свадьбе Слоновых поручителем со стороны жениха.

В вере, как и подобает всем православным, Слоновы воспитывали всех своих детей из поколения в поколение. Особенно к этому обязывала принадлежность к купеческому сословию. Русское купечество отличалось набожностью. Вот как об этом писал в своих воспоминаниях один из самых богатых купцов и известных промышленников 19-го – начала 20 века Н. Варенцов: «...[купцы] проезжали или проходили мимо какой-либо церкви, снимали шапки и крестились, начинали ли какое-нибудь дело – тоже крестились; утром, вставая от сна, и вечером, ложась спать, – молились, у многих из них имелась особая комната, уставленная образами с аналоем… Сесть за обед не молясь считалось прямо невозможным». Неудивительно, что купечество заботилось о приходских храмах – украшали, жертвовали вещи, иконы, земли, дома, деньги.

И зарабатывать деньги надо тоже богоугодными делами. Потому Слонов бросил успешную торговлю обувью и переключился совсем на иное – продажу серебряных, золотых, художественных работ. Видимо, через это он познакомился с Виталиевыми. И со временем маленький бизнес Виталиева по продаже икон перерос в торговлю церковной утварью. Вместо магазина Виталиева появился торговый дом «Я.В. Виталиев и И.А. Слонов». После постройки на Красной площади здания Верхних торговых рядов в трёх павильонах до самой смерти Виталиева, последовавшей в 1900 году, размещался магазин торгового дома, а контора находилась почти рядом – в доме графа Шереметева на Никольской улице. Там же размещались и конторы многих других предприятий и торговых домов.

Очень много денег семейство Виталиевых и Слоновых жертовало на благие цели. Оба они состояли действительными членами Покровской общины сестёр милосердия, которая действует и поныне. Кстати, там же состоял и знаменитый книгоиздатель Иван Сытин, имеющий отношение к Коломне. Согласно закону Российской империи, тот подданный государства, «кто собственным иждивением, или склонением, к тому других, соорудит церковь там, где по местным обстоятельствам настояла в оной особенная надобность», имел право на награду. Слонов долгое время избирался старостой церкви 2-го пехотного Софийского полка имени императора Александра III. Скорее всего, благодаря Слонову вместо походного храма полк получил церковь в месте своего квартирования. В 1893 году над Молаховскими воротами Смоленской крепости была построена Верхне-Благовещенская церковь. Слонов в 1901 году был награждён орденом Святой Анны 3-й степени. Уже в следующем году Слонов с семейством были возведены в сословие Потомственных почётных граждан Повелением императора Николая II.

Почти до самой революции 1917 года Слонов занимался благотворительностью и богоугодными делами. Начиная с 1902 года, состоял членом Совета Городского участка Городского попечительства о бедных в Москве, жертвовал деньги на храм Троицы на Арбате, дарил дорогие иконы для храма Богоявления, что в Елохове. Многое предстоит узнать…

После постройки Верхних торговых рядов на Красной площади московские купцы взяли моду покупать дома и селиться в Замоскворечье. В 1891 году Слоновы и Виталиев переселяются на Пятницкую улицу и снимают квартиру в доме Ануровой (на месте этого дома сейчас стоит другой, под № 37). Там родилась последняя, младшая дочь Валентина. Но у Ивана Андреевича была мечта – жить в своём красивом роскошном доме. Этого требовал и статус, и положение в обществе. Как вспоминал писатель, его детство прошло в маленьком деревянном о двух окнах домике в самом бедном квартале Щемиловка в Коломне (небольшая территория в крепости, ограниченная улицами Исаева, Лазарева, Зайцева и берегом Москвы-реки). Домик был продан матерью в 1879 году за 25 рублей. Прошло время, и в 1897 году Иван Андреевич приобретает у вдовы кандидата прав Марии Адамовой целую дворянскую усадьбу в Денежном переулке в Москве (сейчас дом № 19). К сожалению, от неё остался только центральный дом. Доходный дом снесён. Нет здания конюшни, подсобных помещений, садика... Зато какие были соседи! Через дом – семья Богословских, среди них известный российский историк Михаил Михайлович Богословский. За забором – дом барона Николая фон Мекка, сына Карла фон Мекка, строившего железную дорогу от Москвы до Коломны, затем их сменили другие владельцы – барон Шеппинг и Александра Сергеевна Келлер.

После получения Потомственного почётного гражданства Иван Андреевич стал много путешествовать – и один, и с друзьями, и с семьёй. Он побывал за короткое время почти во всех европейских странах, в США, в Египте, Ближнем Востоке, Турции, Японии, в Крыму, на Кавказе и черноморских курортах. Он мечтал об этом с детства. Написал прекрасные книги – записки путешественника. Дал всем детям образование и возможность постигать прекрасное, не забывая о вере в Бога. Сохранившиеся исповедные записи Троицкой церкви на Арбате показывают, что члены семьи постоянно посещали этот храм, исповедовались и причащались. Почти всегда восприемниками детей на крестинах (сегодня мы их называем крёстными) в семействе Слоновых не выступали посторонние люди – только самые близкие родственники: бабушки, дедушки, родные дяди, тёти, сёстры, братья.

1917 год круто всё изменил. Дом национализировали. Торговый дом уничтожили. Оставили Слоновым только одну комнату в доме в Денежном переулке, и ту с уплотнением. Все ценности изъяли. Жена умерла от воспаления лёгких 11 сентября 1918 года. Дочери, кроме младшей Валентины, вышли замуж и разъехались ещё до революции. Лидия вышла замуж за Василия Шкарина, ведущего свой род от коломенских мещан и купцов и участвовавшего в монгольской экспедиции в 1910 году. Судьбы сыновей Ивана Андреевича неизвестны. Это одна из загадок.

Недавно на Новодевичьем кладбище состоялось небольшое, но очень важное семейное событие – открытие памятника на месте последнего пристанища Людмилы Яковлевны Слоновой, урождённой Виталиевой. 20–30-е годы прошлого века разобщили некогда большую дружную семью. Век 21-й их собирает вместе. И есть у всех одно желание – найти место погребения Ивана Андреевича Слонова и положить его рядом с женой, как он того очень хотел…



Автор: Вадим КИРИЧЕНКО, аспирант исторического факультета ГСГУ.
Номер газеты: 39 (819) от 5 октября 2016 г.

Возврат к списку