Сolomna.ru
Новостной портал Коломны
18 ноября, в 90-летие со дня рождения Евгения Александровича Никитина, на фасаде Коломенского института (филиала) Московского политехнического университета была открыта мемориальная доска в честь этого замечательного человека.
Это вторая в нашем городе мемориальная доска выдающемуся конструктору дизелей Е. А. Никитину. Открытие первой состоялось в ОАО «Коломенский завод» 16 ноября 2007 года. 17 ноября 2017 года здесь, у входа в инженерный корпус, состоялся митинг памяти. Работники завода возложили цветы к мемориальной доске и почтили память Е. А. Никитина минутой молчания; коллеги поделились своими воспоминаниями о совместной работе и результатах деятельности конструктора, которые продолжают служить делу развития коломенского дизелестроения. В этот же день коломзаводцы возложили цветы и венки к могиле Е. А. Никитина на Старом кладбище.
Евгений Александрович родился 18 ноября 1927 года в Коломне, в семье потомственных рабочих Коломенского машиностроительного завода. Здесь же работали оба его деда, дяди и сестра. В 1942 году после окончания школы № 9 он поступил в Коломенский паровозостроительный техникум, который окончил в 1946 году и получил специальность техника-механика по паровозостроению.
С 1946 года начал трудовой путь в качестве конструктора отдела главного конструктора по локомотивостроению Коломенского завода, где, работая под руководством выдающегося конструктора отечественных локомотивов Льва Сергеевича Лебедянского, приобрёл первые навыки работы.
В 1947 году Евгений Александрович успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен на специальность «Паровозостроение» в только что открывшийся Коломенский учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного машиностроительного института, в настоящее время – Коломенский институт (филиал) Московского политехнического университета. Учился без отрыва от производства.
Учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного машиностроительного института был размещён на пятом этаже здания Учебного комбината Коломенского завода. После окончания Великой Отечественной войны заочное обучение в СССР было наиболее оптимальной формой подготовки специалистов с высшим образованием.
В Коломне студенты получали общенаучную и общеинженерную подготовку, обучаясь на первых трёх курсах, а отдельные предметы специальной подготовки на 4-х и 5-х курсах изучали в сессионном порядке в Москве, непосредственно на базе головного института. Занятия в Коломенском УКП ВЗМИ проходили в вечернее время, как правило, три раза в неделю. Общетехнический цикл учебных дисциплин вели преподаватели паровозостроительного техникума И. В. Спицын, Л. А. Яворский и другие. К чтению лекций по специальным инженерным предметам были привлечены опытные работники Коломенского завода: Г. А. Жилин, Н. К. Рыбин, Б. Д. Назаренко, Г. И. Деев.
Руководство дипломными проектами у студентов первого набора по специальности «Паровозостроение» осуществляли ведущие специалисты Коломенского завода. Научным руководителем дипломного проекта Евгения Александровича Никитина был заместитель главного конструктора по локомотивостроению Коломенского завода Г. А. Жилин. В 1954 году первая группа студентов-паровозников завершила обучение, в их числе и Е. А. Никитин, дипломный проект которого был отмечен московской комиссией и получил высшую оценку.
В 1951 году как подающий надежды специалист Е. А. Никитин был переведён на должность инженера-конструктора в общее машиностроительное конструкторское бюро (ОМКБ) Коломенского завода. С этого времени дальнейшая производственно-научная деятельность Евгения Александровича была связана с разработкой перспективных двигателей.
Как талантливый конструктор Е. А. Никитин быстро продвигался по служебной лестнице. С 1957 по 1962 год он был руководителем группы конструкторов ОГКМ (отдела главного конструктора по машиностроению), а с 1962 по 1965 год – заместителем начальника конструкторского бюро. Работая на этой должности, Е. А. Никитин подготовил и в 1963 году защитил в МВТУ им. Н. Э. Баумана диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук.
В 1965 году Е. А. Никитин был назначен заместителем главного конструктора по машиностроению, а в марте 1969 года – главным конструктором по машиностроению Коломенского завода. В должности главного конструктора Евгений Александрович работал в течение тридцати двух лет, по апрель 2001 года.
Более 30 лет Е. А. Никитин совмещал основную работу на Коломенском заводе с педагогической деятельностью в Коломенском политехническом институте. 22 года был председателем ГАК по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». В 1983 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора технических наук, и вскоре ему было присвоено звание профессора кафедры двигателей внутреннего сгорания.
Заслуженный конструктор Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации, кандидат технических наук, главный конструктор по машиностроению ОАО «Коломенский завод» В. А. Рыжов в 2001–2016 годах отмечает:
– Евгения Александровича отличал большой творческий потенциал. Выпускник провинциального вуза, без какой-либо протекции, он исключительно благодаря своему таланту, работоспособности, настойчивости в достижении цели стал специалистом по дизелестроению высочайшего уровня. Защитил диссертации на степень кандидата и доктора технических наук. Сила личности выделяла Евгения Александровича даже среди других талантливых конструкторов.
Особой заслугой Никитина я считаю развитие коломенской школы конструирования на базе доводки и совершенствования типоразмерного ряда дизелей Д49. Под его руководством конструкция дизелей типа Д49 была доведена до хорошего международного уровня, что подтвердили победа в серьёзном тендерном конкурсе, в котором участвовали ведущие мировые производители дизельных двигателей немецкая фирма MAC и американская Katerpillar, и последующая поставка в Германию двигателей производства Коломенского завода. Это была трудная, большая работа, проводилась глубокая модернизация двигателей Д49, и под руководством Никитина коллектив эту задачу решил.
С большим уважением вспоминаю Евгения Александровича, считаю его одним из своих учителей.
Среднеоборотные поршневые дизели, созданные под руководством Е. А. Никитина, получили признание в Германии, на родине его создателя Рудольфа Дизеля. В конце 1990-х годов коломенский дизель Д49 был признан немецкой стороной «самым мощным и экологически чистым в Европе». По заключению немецких экспертов коломенские дизели обладали высокой надёжностью, простотой обслуживания и ремонта. Их топливная экономичность была лучше, чем у аналогичной техники других производителей, представивших её для сравнительных экспериментов.
При его непосредственном участии на Коломенском заводе была создана и оснащена не хуже солидного НИИ экспериментальная база, что поставило дело создания, испытаний и доводки новой дизельной продукции на предприятии на научную основу. Евгений Александрович стремился привлечь для работы в своём отделе талантливых людей. Очень внимательно и заинтересованно относился к молодёжи, обязательно знакомил студентов-практикантов ВЗПИ (МПУ) с большими возможностями для их профессионального роста на предприятии, курировал их работу над дипломными проектами.
Исполняющий обязанности начальника управления по дизельному машиностроению и спецпродукции – главного конструктора ОАО «Коломенский завод» В. В. Печенин:
– В моей жизни многое сложилось удачно благодаря Евгению Александровичу Никитину. По его совету я поступил в МВТУ имени Н. Э. Баумана. Во время учёбы Евгений Александрович не выпускал меня и моего однокашника, сына работника отдела главного конструктора по машиностроению, которым руководил Е. А. Никитин, Михаила Калугина из поля своего зрения. Преддипломную практику проходили в ОГКМ. Два месяца работали техниками-конструкторами. Никитин наблюдал за нашей работой, интересовался написанием дипломных проектов.
В апреле 1987 года я и Михаил Калугин приступили к работе в отделе главного конструктора по машиностроению. Это событие в нашей жизни произошло благодаря Никитину.
К молодёжи Евгений Александрович относился с большим вниманием и доверием. Работать с ним было очень интересно. Он умел чётко поставить задачу, помогал в решении проблемных вопросов, не только технических, но и кадровых. Многому научил нас личным примером. И был человеком высокой внутренней культуры.
На протяжении всей жизни Евгений Александрович постоянно совершенствовал свои знания в области двигателестроения. На его рабочем столе всегда лежали последние номера ведущих зарубежных технических журналов, напечатанных на английском языке, которые он иногда перечитывал по нескольку раз.
Целеустремлённость и глубокая преданность дизелестроению позволили Е. А. Никитину поднять конструкторскую школу Коломенского завода на высочайший уровень.
Под его руководством на Коломенском заводе разработана и внедрена в производство целая серия современных дизелей для тепловозов, большегрузных самосвалов, буровых установок, блочно-модульных электростанций, подводных лодок и кораблей ВМФ. Была отработана и доведена до высочайшего международного уровня конструкция дизеля Д49. В 1989 году был сконструирован дизель-генератор нового поколения 30ДГ, предназначенный для подводных лодок. Дизель-генераторы 30ДГ успешно применяются на подводных лодках проекта 636.6.
Начальник отдела турбонаддува УДМиСП ОАО «Коломенский завод» В. Ф. Кнельц:
– Евгений Александрович руководителем был твёрдым, не боялся принимать сложные технические решения и брать на себя ответственность за их осуществление. Так, например, он проявил гражданское мужество, настояв на переходе с зубчатого стыка крепления крышки коренного подшипника на плоский. Это нововведение было достаточно затратным, что не приветствуется во все времена. Но такой переход, как показала практика, значительно повысил качество и надёжность двигателей типа Д49.
Евгений Александрович был пионером в отечественном дизелестроении по внедрению двухступенчатых турбоагрегатов наддува дизелей. Под его руководством был разработан типоразмерный ряд этих турбоагрегатов, которые были применены на дизелях типа Д56, 30ДГМ, Д49.
В Никитине удачно сочетались качества выдающегося конструктора и талантливого руководителя. Он умел собирать вокруг себя одарённых инженеров, создавать сильный коллектив, обеспечивать атмосферу, в которой эффективно работалось.
Всю жизнь в нём горел огонь большой внутренней работы ума и души. Он умел ладить с людьми и был необычайно заинтересован своим делом. Он написал 121 научную работу, в том числе монографии, книги и справочники по различным научно-техническим вопросам дизелестроения. Его научные статьи часто издавались в отраслевых отечественных журналах, публиковались в Германии. За рубежом авторитет Никитина как выдающегося российского специалиста в области дизелестроения был высок: его неизменно приглашали на научные симпозиумы, он был участником международных конгрессов СИМАК по двигателям внутреннего сгорания (11 Конгресс СИМАК (Барселона); 12 Конгресс СИМАК (Токио); 13 Конгресс СИМАК (Вена); 18 Конгресс СИМАК (Пекин).
Его перу принадлежат сотни отзывов, рецензий, экспертиз. Слово, мнение, оценка Никитина в дизелестроении служили гарантией качества и надёжности продукции. И для всех, кто был связан с ним совместной работой, кто учился у него, кто с ним дружил, Евгений Александрович был и останется на долгие годы одним из самых уважаемых людей.