Бусыгин Григорий Иванович
starzbet alembahis betriyal, hermesbet pekinbet casinoplus orisbet, vaycasino, betorspin betkom betine
 бусыгин, коломзавод
Григорий Иванович Бусыгин.

В историю Коломзавода, которому 14 сентября исполнится 155 лет, вписано много ярких имён. Среди них и Григорий Иванович Бусыгин – рабочий-стахановец, рекордсмен.

Родился Г. И. Бусыгин 7 апреля 1913 года в семье крестьянина Области войска Донского (ныне Ростовская область). Отец Григория – участник Гражданской войны, воевавший в Первой конной армии Будённого, в 1920 году умер. У матери на руках осталось шестеро детей, прокормить их было нелегко, и она отдала восьмилетнего Гришу в железнодорожный приют города Владикавказа.

В 1930 году Григорий Бусыгин приехал в Коломну и продолжил учёбу в коломзаводском ФЗУ (начинал учиться в фабрично-заводской школе в городе Грозном). Трудовой путь на Коломзаводе начал в цехе машинной сборки в бригаде опытного производственника Андрея Львовича Наумова. А мастером был Иван Фёдорович Прокофьев. Их Григорий считал своими первыми наставниками и очень уважал за то, что помогли ему в совершенстве освоить профессию слесаря-сборщика.

В 1930-е годы Коломзавод вместе с постройкой паровозов выпускал и дизели, но их делали по чертежам иностранных фирм. Нарком тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе поставил перед коломзаводцами задачу создать отечественный дизель. И это задание было выполнено.

Сборка дизелей – дело сложное. На это уходило много времени, и доверяли работу людям опытным, с большим стажем.

Начальник дизельного отдела инженер Вячеслав Александрович Малышев о сборке дизелей разговаривал со многими заводскими практиками и пришёл к выводу, что можно сократить сроки. Решил, что лучше это получится у молодых, инициативных, энергичных, деловых рабочих, которых не связывают рамки старых традиций. Внимание В. А. Малышева и парторга А. И. Иванова привлёк комсорг цеха Григорий Бусыгин. С ним однажды они и поговорили. А вскоре вышел приказ о создании комсомольско-молодёжной бригады слесарей-сборщиков из 15 человек во главе с Григорием Бусыгиным.

Поначалу старые рабочие с недоверием отнеслись к делам бригады. Но ребята в ней подобрались сметливые, трудолюбивые, не боящиеся трудностей, они применяли новинки, не пугались экспериментировать. И смогли добиться небывалого: ломали сложившуюся практику длительного цикла сборки дизелей. Если раньше дизель монтировали за два-три месяца, то бригада Бусыгина справилась с работой за двадцать дней.

рабочая молодёжь, бусыгин, коломзавод
Коломна, 1 сентября 1935 года. Демонстрация в честь международного юношеского дня. Впереди колонны в белых одеждах Григорий Бусыгин и будущий Герой Советского Союза Николай Зайцев со знаменем в руках.

14 марта 1935 года состоялось собрание рабочих дизельных цехов. На нём выступил директор завода Д. Е. Березин. Он заявил:

Необходимо выделять лучших производственников, которые были бы образцом для отстающих. Такие у нас есть. Комсомолец товарищ Бусыгин сумел организовать сборку дизелей лучше, чем бригадиры, обладающие 20-летним производственным стажем, но не имеющие того рабочего задора, той воли к выполнению программы, которой проникнута наша замечательная молодёжь.

В 1936 году бусыгинцы поставили рекорд: собрали машину за четыре дня.

О замечательных делах узнал народный комиссар тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе и пожелал, так сказать, из первых уст услышать, как коломзаводцы достигли такого успеха. В наркомат поехали директор завода И. С. Доценко, секретарь партийного комитета А. Т. Калинин, секретарь комитета ВЛКСМ Валентин Иванов и, конечно же, Г. И. Бусыгин.

Нарком попросил поделиться секретами, как на заводе могли добиться невиданного результата. Ему подробно доложили. Бусыгин рассказал:

– В моей бригаде было семнадцать слесарей. Работали все с огоньком, показывали пример другим, экономили каждую минуту рабочего времени. Но кардинально увеличить производительность труда не могли. И тогда обратились за помощью к технологам. И получили полную инженерную поддержку. Но мы и сами не дремали. Творчески подходили к рационализации технологических процессов, совершенствовали организацию труда на каждом рабочем месте. Умело использовали инструмент, приспособления. Так, на доводке коленвалов по нашей инициативе были внедрены люнеты – выверенные опоры. На этой операции значительно повысилась производительность труда. Предложили изменить технологию сочленения рамы и блока. Отпала нужда шабрить соприкасающиеся поверхности. Сэкономили только на этой операции 100–120 нормо-часов. И так – во всех звеньях сборки дизеля. Бригада стала инициатором пересмотра прежних, устаревших норм выработки, которые тормозили развитие производства. Мы на деле показали, что созрели новые условия для выполнения норм на 200 и более процентов.

Народный комиссар остался доволен услышанным и распорядился премировать Григория Бусыгина квартирой с мебелью и мотоциклом.

За Григорием Бусыгиным закрепилось имя первого на заводе стахановца.

Два дня – 9 и 10 июля 1936 года с работой Коломзавода знакомился 1-й секретарь МК и МГК ВКП (б) Никита Сергеевич Хрущёв. В дизельном цехе неожиданно спросил:

– А где тут у вас прославленный Григорий Бусыгин?

– Вот он, – секретарь парткома Е. Э. Рубинчик легко подтолкнул Бусыгина в спину, и тот сделал шаг вперёд. А Рубинчик продолжал: – Григорий Иванович у нас участник Первого Всесоюзного совещания стахановцев, был самым молодым из делегатов. Он возглавлял лучшую комсомольско-молодёжную бригаду слесарей-сборщиков. Недавно мы назначили Бусыгина мастером, хотя ему всего-то 23 года.

Хрущёв заулыбался:

– Ну, здравствуй, Григорий Иванович, – и протянул Бусыгину руку. – Рассказывай, как дела у тебя в пролёте, да скажи и про всю дизельную сборку, наверняка, в курсе.

– Никита Сергеевич, в нашем цехе есть все возможности на основе стахановских методов работы сократить срок сборки дизелей до 20–25 дней вместо трёх месяцев.

Бусыгин рассказал, как строит работу на своём пролёте, упомянул, что делу помогает соревнование с мастером-стахановцем Строковым.

В тот же день Н. С. Хрущёв высказал пожелание посмотреть, как живёт прославленный стахановец Григорий Бусыгин.

Сказано – сделано. Никита Сергеевич познакомился с матерью Григория Екатериной Андреевной, заинтересованно расспрашивал её о прошлой и настоящей жизни.

В 1936 году Григорий Иванович Бусыгин стал участником важного события: его избрали делегатом VIII Чрезвычайного съезда Советов, принявшего Конституцию СССР.

Тяжёлым испытанием для страны стала война с фашистской Германией.

Осенью 1941 года Коломенский машиностроительный завод перебазировался в уральский город Киров. В невероятно сложных условиях коломенцы приступили к выпуску военной продукции, в том числе и танков Т-60.

Дело было новое. Поэтому было решено отправить группу высококвалифицированных рабочих, мастеров и главных специалистов для ознакомления с производством танков на Горьковском автозаводе. В эту группу включили и Г. И. Бусыгина.

По окончании практики автозаводцы пожелали коломенцам удач в освоении и выпуске танков и отгрузили в Киров три собранных танка, выдали на 10 танков все комплекты для начала работ и отлично выполненную документацию.

Оборудование, вооружение и танки было поручено сопровождать до Кирова Григорию Ивановичу Бусыгину и мастеру Евгению Васильевичу Цуканову. Пришлось друзьям изрядно поволноваться, понервничать. Расстояние от Горького до Кирова было небольшое – каких-то 500 километров, но вагоны с грузом продвигались очень медленно. Связаться с руководством завода было сложно, связь поддерживали телеграммами. Все шифрованные документы для получения дальнейших паролей были оформлены на Бусыгина и ему пришлось без конца бегать по комендатурам, выбивать скорейшее продвижение вагонов.

Девять дней были Бусыгин и Цуканов в пути, но ценный груз доставили полностью. Директор завода Е. Э. Рубинчик поблагодарил их за выполнение ответственного поручения и спросил, можно ли рассчитывать, что завтра, 1 января, танки бы прошли по улицам Кирова. «Это очень важно, – подчеркнул Ефим Эммануилович. – Нужно, чтобы народ почувствовал, что коллектив уже полным ходом ведёт работу по освоению танков».

Бусыгин ответил:

– Привезённые из Горького танки хоть сейчас могут пойти, а вот те, которые находятся в цехе, наши, коломенские, обязательно будут готовы в первых числах января.

Директор завода предоставил Бусыгину свою легковую машину и на ней в два часа ночи Григорий прибыл домой и в кругу семьи – жены и сына отметил начало нового 1942 года.

В 7 часов утра Григорий Иванович был уже на заводе в своём родном коллективе слесарей-сборщиков. А в 10 часов на танке, привезённом из Горького, Г. И. Бусыгин, Е. В. Цуканов и А. В. Соколов выехали с территории завода и по улицам города, мощённым деревянными торцовыми чурками, проехали мимо обкома партии, военно-медицинской академии, по улице Ленина. Танк вёл Цуканов. Жители города восторженно приветствовали первый танк, вышедший из ворот Коломенского завода.

А 4 января были собраны первые танки производства эвакуированного Коломенского завода. Танки ушли в обкатку. Эта весть с энтузиазмом была встречены работниками предприятия.

Два месяца коллектив завода выпускал танки Т-60. И вот новое задание: Государственный Комитет Обороны поставил задачу сконструировать и без снижения темпа перейти на выпуск нового более мощного танка Т-70. Задача тяжёлая, но решена была быстро. Уже в апреле 1942 года завод стал выпускать танки Т-70.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июля 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску танков завод № 38 (так именовался эвакуированный Коломзавод) был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Большая группа передовиков производства была награждена орденами и медалями. Заслуги Григория Ивановича Бусыгина были отмечены орденом Красной Звезды.

В 1944 году Г. И. Бусыгин с группой работников уехал в Харьков на восстановление завода № 75. А спустя два года вернулся в Коломну. На свой родной машиностроительный завод, который вскоре стал называться паровозостроительным, а затем – тепловозостроительным.

Григорий Иванович Бусыгин окончил Коломенский машиностроительный техникум, Коломенский филиал ВЗПИ, работал старшим мастером, заместителем начальника цеха сборки, начальником газокомпрессорного цеха. На каком бы посту ни находился, всегда дорожил рабочей гордостью, званием коломзаводец.



Автор: Анатолий КУЗОВКИН
Номер газеты: 24 (906) от 20 июня 2018 г.

Возврат к списку