Бирюков Борис Васильевич

Борис Васильевич Бирюков. Герой Советского Союза. Высокой награды удостоен в очень напряжённые дни Великой Отечественной войны – 20 ноября 1941 года. 3 августа в Мемориальном парке к бюсту прославленного земляка кто-то положил красные гвоздики. В этот день исполнилось 100 лет со дня рождения Бориса Васильевича.

Летом 1916 года семья Бирюковых справила новоселье. На одной из улиц села Щурово был построен деревянный дом. Спустя несколько дней, 3 августа, у Александры Фотиевны и Василия Сергеевича Бирюковых родился шестой ребёнок, которого на третий день крестили в щуровском храме и нарекли Борисом.

Одной из ярких черт характера Бориса Бирюкова было трудолюбие. Чем бы ни занимался, делал всё основательно, с большой охотой и старанием.

Успешно окончив начальную школу в Щурове, Борис продолжил образование в коломенской школе № 9. Проучившись там три года, подал заявление в школу фабрично-заводского ученичества при машиностроительном заводе. Получил специальность строгальщика и устроился работать на Коломзавод.

бирюков, коломна, небо, лётчик, герой
Герой Советского Союза Б. В. Бирюков.
Но тянуло парня небо. Недалеко от предприятия, на другом берегу Москвы-реки, с утра до вечера взмывали в воздух учебные самолёты. Борис знал: это летают курсанты аэроклуба.

«А смогу ли я?» – не раз задавал себе вопрос. Решил посоветоваться с отцом, человеком уважаемым в селе Щурово. Василий Сергеевич работал машинистом паровоза на железной дороге. Борис гордился отцом, человеком храбрым, мужественным. Во время русско-японской войны отличился в Порт-Артурском сражении. Боевые подвиги солдата были отмечены тремя Георгиевскими крестами и двумя медалями. «Отец поймёт меня», – решил Борис и искал лишь подходящий случай, чтобы затеять разговор. В один из дней Борис принёс с завода грамоту. Так отметили на предприятии отличный труд ударника.

– Молодец, Боря. Рад, в меня пошёл, – похвалил отец.

Тут и высказал Борис своё сокровенное желание – научиться летать на самолёте.

– Что ж, коль хочешь очень, пробуй. Но учти, нелегко будет и работать, и учиться.

– Знаю, отец, не подведу.

Зачислили Бориса Бирюкова в аэроклуб. Устал в тот год основательно. Но виду не подавал. Ложился спать около часа ночи, а в четвёртом уже был на ногах. Пешком отправлялся за несколько километров на работу, а вечером уходил в аэроклуб. Парнем был упорным, сумел преодолеть все трудности.

Теоретическую подготовку прошёл отлично. А вот когда начались полёты, чуть было не отчислили из группы. Не получалась у Бориса посадка. Самолёт никак не хотел приземляться мягко, прыгал, как говорили специалисты, «козлил». Очень требовательный к курсантам начлёт Г. И. Антипин махнул рукой:

– Не получится из тебя пилота, парень.

Тяжело было услышать эти слова Борису. Переживал очень. Мечте, видно, не суждено сбыться.

Помог инструктор Константин Иванович Шаров. Понял, что Бирюков не улавливал высоту выравнивания при посадке самолёта, а это важный элемент в завершающей стадии полёта. А, определив причину неуверенных действий курсанта, стал отрабатывать этот элемент. И дело пошло.

Борис Бирюков успешно окончил аэроклуб. По его просьбе Коломенский военкомат направил его в Борисоглебскую военную авиационную школу. Прошёл ускоренный курс обучения и получил направление в истребительный авиаполк Дальневосточного военного округа. Там и застало его известие о том, что фашистская Германия вероломно напала на нашу страну.

коломна, бирюков, герой, летчик
Б. В. Бирюков отправляется в боевой полёт. Февраль 1942 г.

Лейтенант Б. В. Бирюков рвался на фронт. Написал рапорт с просьбой перевести его в действующую воинскую часть. Но сказали, что и тут нужен.

Однако в начале августа обстоятельства изменились, и 6-й истребительный авиаполк, в котором служил Б. В. Бирюков, был переведён с Дальнего Востока на Юго-Западный фронт.

6 августа 1941 года Б. В. Бирюков вылетел на выполнение первого боевого задания.

Лёгкая белёсая дымка покрывала украинскую землю. Прямо по курсу показалась мотоколонна противника. Ведущий слегка покачал крыльями истребителя, что означало «за мной, в атаку!», и первым бросился на врага. Не дав немцам опомниться, лётчики метко сбросили бомбы, а потом начали поливать врага огнём из пушек и пулемётов.

Первый же удар был на редкость удачным: лётчики нанесли фашистам немалый урон в технике и живой силе и все вернулись на свой аэродром.

– День шестое августа теперь для меня дважды значимый, – поделился Борис впечатлениями с друзьями. – 6 августа 1916 года меня крестили в церкви, и вот спустя 25 лет получил боевое крещение.

И началась для лётчика боевая страда. Командир эскадрильи лейтенант Б. В. Бирюков действовал отважно, но осмотрительно. Чуть ли не каждый день поднимал в небо свой истребитель И-153 «Чайка».

3 ноября 1941 года командир авиаполка капитан Ф. М. Фаткулин написал в наградном листе, представляя Б. В. Бирюкова к высшей степени отличия – званию Героя Советского Союза:

По 31.10.41 г. произвёл 105 боевых вылетов: из них на штурмовку наземных войск противника – 40, на разведку с боем – 15, на патрулирование – 50.
В результате боевой деятельности уничтожил лично 6 танков, 112 автомашин с грузом и солдатами, до 900 чел. пехоты, 4 артиллерийских орудия, 82 повозки с лошадьми, 9 орудий ЗА…
Лейтенант Бирюков является мужественным и бесстрашным лётчиком, отличным командиром и воспитателем подчинённого состава…

Ярким подтверждением этих слов командира полка служит выполнение боевого задания 6 октября 1941 года. Следовало разбомбить немецкую переправу на реке Берсетовой.

Бирюков вылетел во главе 5 истребителей.

Самолёты, вынырнув из-за леса, устремились к переправе. Первым шёл Бирюков. Ещё на земле он договорился с пилотами, что сам будет уничтожать переправу, а его товарищи сосредоточат удар по скоплению фашистов на берегу.

Как было задумано, так и сделали. Бирюков направил самолёт в пике и сбросил бомбу. Удар был снайперский. Бомба попала в середину моста. Во все стороны полетели развороченное железо, обломки брёвен.

Бирюков сделал ещё один заход и, несмотря на интенсивный зенитный огонь, сбросил вторую бомбу на переправу. А затем ещё два раза прицельно отбомбился.

А в это время лётчики эскадрильи основательно потрепали фашистов на берегу: уничтожили автомашину, зенитное орудие, расстреляли до двухсот солдат и офицеров.

Приказ выполнен. Бирюков собрал эскадрилью, вывел её из сферы огня зенитной артиллерии и благополучно привёл все самолёты на аэродром.

7 ноября 1941 года в газете «Боевая красноармейская» появилась заметка, подписанная тремя боевыми друзьями лейтенантами Б. Бирюковым, Г. Коцебой и сержантом А. Степановым, «Наши самолёты громят врага». Заканчивалась она так: «Сегодня, в день XXIV годовщины Великого Октября, мы клянёмся без пощады… громить врага».

Погода в тот день была нелётная. Но лётчики всё же вылетели на выполнение боевого задания. Эскадрилья лейтенанта Бирюкова бомбила скопление автомашин, штурмовала вражескую пехоту.

перепелица, бирюков, герои, лётчики
После получения наград в Кремле. Справа налево: Герой Советского Союза Б. В. Бирюков, Герой Советского Союза А. М. Перепелица, 16-летний комсомолец Ваня Клюев, Герой Социалистического Труда конструктор А. Д. Швецов.

В Москве, в Кремле, 24 марта 1942 года заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР А. Е. Бадаев вручил ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Героям Советского Союза капитану Борису Васильевичу Бирюкову и его другу старшему лейтенанту Александру Михайловичу Перепелице. И в тот же день Бирюков с товарищем приехал в Коломну повидаться с родными.

Коломенцы горячо чествовали славного земляка в клубе цементного завода. Борис Васильевич поклялся сражаться с гитлеровцами до последней капли крови.

Борис показал другу Щурово, Коломну. Хотели сходить на следующий день на машиностроительный завод, побывать в цехе, где когда-то работал, но пришла телеграмма: срочно вызывали в часть.

Это была последняя встреча родных с Борисом. Вскоре они узнали, что погиб Саша Перепелица, а через девять дней, 24 мая – Борис.

В тот день группа из 9 самолётов, ведомая командиром эскадрильи Б. В. Бирюковым, встретила свыше 70 самолётов противника. Завязался жестокий бой. 15 фашистских самолётов сбили советские асы, но в неравной схватке погиб любимец полка капитан Борис Васильевич Бирюков.

Коломенцы помнят о подвигах славного патриота. В его честь названы улица и переулок. В Мемориальном парке на Аллее памяти коломенцев Героев Советского Союза установлен бюст Б. В. Бирюкова. Экспозиции о нём имеются в городском Музее боевой славы и в музее средней школы № 30.


Автор: Анатолий КУЗОВКИН.

Возврат к списку