Архимандрит Моисей
starzbet alembahis betriyal, hermesbet pekinbet casinoplus orisbet, vaycasino, betorspin betkom betine
моисей, богдановка
Архимандрит Моисей, ректор Киевской духовной академии.

Выдающийся деятель Православия Моисей, родившийся на коломенской земле, своей жизнью и трудами объединяет русских, украинцев и грузин, разделённых ныне границами и непониманием.

Так случилось, что с храмом Казанской иконы Божией Матери в селе Богдановка (в 18 веке село Богдановское)* Коломенского района я знакомился дважды. И в первый раз не узнал его. Это маленькое, неухоженное, сложенное из грубо отёсанных камней известняка одноэтажное строение встречало нас прямо у дороги, на въезде в село, на самом высоком месте, откуда открываются красивые подмосковные виды с речкой, полями и перелесками. Неровная крыша, небольшие окна, чужеродный для каменных стен деревянный тамбур. Стена с востока закруглена, а со стороны дороги, казалось, прямо из фундамента росли пыльные кусты сирени.

В 80-е годы прошлого века строение это служило «бригадным домиком» отделения совхоза «Индустрия».

Будучи сельским врачом в деревне Федосьино, рядом с Богдановкой, я навещал бригадира, договаривался о профосмотрах доярок и механизаторов, о приезде флюорографа и стоматологического автобуса. Из интерьера бригадного домика ничего не запоминалось, кроме большой железной бочки, отгороженной в скруглённой части помещения.

– А что здесь раньше было? – как-то спросил я бригадира, осматривая сводчатый потолок.

– А церковь здесь была, – равнодушно ответил он.

Я растерялся от неожиданного открытия, подумав вслух:

– Что-то уж очень маленькая церковь. А это, стало быть, алтарная часть? – кивнул я в сторону бочки.

– Ну да, наверное, – там солярку хранили. Говорят, купол был, колокола… Всё, что можно, сломали ещё до нас. Теперь настоятелем здесь я, – хохотнул бригадир.

храм, богдановка
Храм иконы Казанской Божией Матери.

Прошли годы. Я переехал в Коломну, но заброшенный Богдановский храм при воспоминаниях о первых годах работы в Подмосковье, нет-нет, да всплывал в памяти. Уж очень обиженным и одиноким оказался он. Когда в 90-е началось возвращение собственности епархиям, мысль о необходимости реставрации навещала меня. И однажды обрадовало известие, что храм в Богдановке восстановлен каким-то меценатом,** и там уже идут службы.

А в позапрошлом году мы разговорились с моим другом профессором Леонидом Сыркиным. Купив по моему совету земельный участок в Федосьине, и построив дом, он стал прихожанином храма в Богдановке.

– Удивительные совпадения, – заметил профессор, – в 18 веке в Богдановке родился первый ректор Киевской духовной академии и экзарх Грузии Моисей. В книге «Богом данная святыня» его биография. А я родился в Тбилиси и школу там окончил, а теперь живу рядом с родиной экзарха Грузии. К тому же, я учился в институте в Саратове, а там Моисей перед Грузией служил епископом. Очень интересно, почти мистика… Я люблю Грузию и переживаю разрыв с ней...

Экзархами называли наделённых определённой самостоятельностью архиереев Православной церкви, управляющих крупными церковными территориями. Экзарх подчинялся центральной церковной власти – патриарху или Синоду

Честно говоря, и я был огорошен, но по другой причине. Работать в тех местах 11 лет, знать пофамильно население участка, контачить с местным начальством и сельсоветами, быть знакомым с коломенскими краеведами и журналистами и ничего не слышать о патриархе Грузии, родившемся рядом с моей больницей?! Это изумляло. А по мере узнавания биографии Моисея, изумление только росло. Стало ясно, что российские революционеры и атеисты за 70 лет «потрудились» эффективно. Не заметить и предать забвению выдающуюся личность, которой могла бы гордиться не только Коломна, но и Россия, это, как говорит молодёжь, мало не покажется!

Сегодня ясно, что уроженец Богдановки Моисей с тройной мирской фамилией Богданов-Платонов-Антипов (см. справку ниже) – второй выдающийся православный деятель после Филарета (Дроздова), подаренный России Коломенской землёй в 19 веке. Они ровесники и знали друг друга; оба учились в Коломенской семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. Трудились над переводом на русский язык Нового Завета. Филарет перевёл Евангелие от Иоанна, а Моисей – Евангелие от Луки.

Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) – монашеское имя нашего земляка Матвея Михайловича Антипова. В Коломенской духовной семинарии ему дали фамилию Богданов. Ещё одну фамилию он приобрёл от митрополита Платона (Левшина), который выбирал 10 лучших учеников из беднейших семей, содержал их за свой счёт и каждому давал свою фамилию. В начале 19-го века был ещё один Моисей (Близнецов-Платонов), тоже ученик Платона, с мирской фамилией Близнецов. Отсюда путаница в интернете и печатных изданиях.

моисей, академия
Славяно-греко-латинская академия.

И хотя Филарет (Дроздов) успел в жизни гораздо больше, чем Моисей, да и прожил дольше, начало их духовной карьеры словно написано под копирку, а порой и проходило в одних стенах. Василий Дроздов отправился в Троице-Лаврскую семинарию в 1799 году, а Матвей Антипов в том же году поступает в Славяно-греко-латинскую академию, а позже переходит в Троице-Лаврскую семинарию, став в 1808 году одним из лучших выпускников.

Дроздов оканчивает семинарию раньше на пять лет и преподаёт там греческий и еврейский языки, поэзию, высшее красноречие и риторику. Думаю, что будущие успехи Моисея в мастерстве педагога и ритора были заложены его однокашником Филаретом.

И учитель у них общий – митрополит Платон (Левшин). В 1808 году Платон советует своим выдающимся ученикам-коломенцам принять монашеский постриг, и с того года они носят имена Филарет и Моисей. Примерно в одно время оба коломенца переводятся в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1812 году Филарет определён её ректором. Моисей в 1817 году тоже назначается ректором, но только Киевской духовной академии.

Досадно, но мои попытки связаться с нынешним руководством Киевской духовной академии оказались безуспешны. Трубку никто не брал, на письма не отвечали. В свете происходящих на Украине событий это можно объяснить. Тем не менее, пользу из несостоявшихся контактов с Киевом я извлёк, чем остались довольны и в нынешней Саратовской епархии. Дело в том, что если с портретами Филарета, митрополита Московского и Коломенского, неясностей никогда не было, то с Моисеем из Богдановки произошла путаница.

моисей, семинария
Троице-Лаврская семинария.

Откройте главу «Жизнеописание Преосвященнейшего Моисея, экзарха Грузии» в книге о Богдановском храме. Вы увидите чуть помпезный портрет плотного и одутловатого священника. Мне сразу показалось, что его облик не отвечает тексту о нашем Моисее – подвижном и деятельном человеке. Заглянув на сайт Киевской духовной академии, я ожидал, что изображение первого ректора должно там быть. Так и есть! Худощавый архимандрит Моисей – первый ректор – доброжелательно взглянул на меня с экрана. Связавшись с саратовским краеведом Валерием Тепловым, я сказал ему о находке. Оказалось, в истории саратовской епархии было два Моисея. Один наш – из Богдановки – был епископом Саратовским и Царицынским*** с 1828 по 1832 годы. Другой – с мирской фамилией Близнецов – служил епископом Пензенским и Саратовским в 1808–1811 годах. Лик последнего и попал в книгу о Богдановском храме, поскольку в летописи Саратовской епархии портрета нашего Моисея не было. Теперь путаница устранена. Подтверждение верности находки я нашёл и на сайте Fotopaterik.org, где есть изображения обоих Моисеев в хорошем разрешении. Заодно выяснилось, что оригинал портрета нашего Моисея находится в закрытом хранилище Киево-Печерской Лавры.

моисей, академия
Киевская духовная академия.

Чем же интересен сегодня для нас Моисей (Богданов-Платонов-Антипов)? Может быть, нынешняя политическая конъюнктура с отходом от России Грузии и Украины привлекает внимание к тем обстоятельствам, которые когда-то составляли единую ткань единой страны? Не преувеличиваю ли я, написав о Моисее как о выдающемся представителе Русской Православной церкви?

Но сомнения уходят, как только начинаешь погружаться в биографию Коломенского Моисея, прожившего яркую, насыщенную, но короткую жизнь. Сначала заглянем в 18-й век. В 1783**** году в селе Богдановке Коломенского уезда Московской губернии, в семье бедного дьячка Михаила Антипова родился мальчик Матвей. Отец умер, когда сыну было несколько лет. Крайняя бедность заставила мать отправиться в Коломну просить преосвященного оставить причётническое место покойного мужа за малолетним сыном. Владыка Афанасий, побеседовав с мальчиком, произнёс пророческие слова: «Пусть сын твой учится. Он будет архиереем».

Годы напряжённой учёбы, и вот Моисей, уже ведёт курс церковной словесности в Санкт-Петербургской духовной академии и, как уже сказано выше, трудится над переводом Евангелия. Усердие и подготовку Моисея замечают, и в июле 1817-го он назначается ректором Киевской духовной академии. Вступив в должность Моисей видит, что уровень подготовки преподавателей не отвечает требованиям времени, да и состав воспитанников очень слаб. По просьбе Моисея из Петербурга и Москвы прибыли в Киев, как бы сейчас сказали, продвинутые преподаватели. Главный тезис Моисея – академия должна готовить благочестивых и просвещённых служителей Церкви. Он развивал у воспитанников способность мыслить и рассуждать. Архимандрит Моисей первым в Киевской духовной академии начал читать лекции на русском языке. Под его руководством академия перевела ветхозаветную книгу «Левит». А в 1822 году ему присвоили учёную степень доктора богословия.

В 1824 году Моисея назначают епископом Старорусским и викарием Новгородским. Через четыре года – он епископ Вологодский и Устюжский. В 1828 году утверждён епископом Саратовским и Царицынским. Уже через неделю после приезда он налаживает управление епархией, открывая архиерейский дом и консисторию. Интересно, что церемонией открытия руководил протоиерей Г. И. Чернышевский, отец революционера-демократа Николая Чернышевского, звавшего Русь к топору. Знал бы Моисей, что Александро-Невский кафедральный собор, в котором он совершил своё первое служение, в 20 веке уничтожат революционеры...

В ведении епископа оказалось 545 церквей, более 2500 священно-церковнослужителей и свыше миллиона христианских душ. Губерния обязана епископу Моисею открытием в Саратове духовной семинарии. Наверное, это была дань скудному и нищему своему детству, возможно, это плоды воспитания Платона, всегда поддерживающего обездоленных. Но совсем не случайно одним из первых учреждений, сформированных в Саратовской епархии, стало Попечительство о бедных духовного звания. Кстати, и в Грузии Моисей начал именно с этого, тоже открыв там Попечительство, на средства которого поддерживались вдовы и сироты, воспитывались девочки при Самтаврском монастыре в Мцхете и женском училище.

Благодатное чувство христианской любви, переполняя его сердце, щедро изливалось на каждого и озаряло всех, кто вверялся ему.

Но главным испытанием в судьбе Моисея, из которого он вышел победителем, была эпидемия холеры в 1830–1831 гг. Она охватила 48 губерний России, поразив более полумиллиона человек и унеся 232 тысячи жизней. В Саратовской губернии умерло 10 280 человек.

моисей, письмо
Письмо Моисея Саратовскому губернатору Рославцу.

Вот цитата из проповеди Моисея, произнесённой им 12 октября 1830 года «по случаю прекращения холеры»: «Весь град занимался тогда или изыскиванием предохранительных средств от смерти, или приготовлением к смерти, или погребением умерших… Многие оплакивают нечаянную кончину отца или матери, а другие вместе: и отца, и матери, оставшись без всякого призрения, а может быть, и без пропитания. Другие оплакивают смерть детей, в которых имели, или чаяли иметь утешение и подкрепление особенно в болезненной своей старости. Иные сокрушаются о смерти супругов, а иные – супруг, от которых зависело благое воспитание детей. Бедственное состояние!»

Чиновник К. И. Попов из губернской канцелярии писал: «Лавки почти все были заперты, торговли никакой не производилось, въезд из ближайших деревень с разными припасами был запрещён, и никого не пропускали; в продаже не было совершенно никаких плодов. Люди ходили по улицам с завязанным по самые глаза лицом, натёртые дёгтем и нефтью, в глубоком унынии; даже не было слёз по самым близким умершим, ибо чувства притупились. По всему Саратову, на площадях, под надзором полиции горел день и ночь навоз, отчего по городу был ужасный смрад».

Смертность от холеры увеличилась в те дни до 100 и более человек в сутки.

Но владыка Моисей не растерян, он деятелен и оперативен.

Пышных похорон не совершалось, но никто из умерших не остался без церковного отпевания. С раннего утра и до позднего вечера священники служили литии и панихиды по усопшим. Паники и волнений в городе не было, в отличие от Санкт-Петербурга, где для подавления холерного бунта и погромов пришлось вводить войска, а Николай I лично успокаивал бунтующих.

моисей, воззвание
Воззвание. Обращение саратовского духовенства к православным христианам Саратовской епархии о пресечении эпидемии (фрагмент). Из фондов Государственного архива Саратовской области.

Конечно, на поведении людей сказывались низкий уровень тогдашней науки и невежество населения. Например, жители губернии всячески уклонялись от изъятия и уничтожения вещей умерших. Тогда губернатор обратился к преосвященному, прося его подключить к этому делу священнослужителей. Епископ Моисей подготовил указ, в котором церковнослужителям поручалось внушать прихожанам, чтобы они «беспрекословно и безропотно отдавали для предания огню оставшиеся после умерших от холеры шерстяные вещи, что такие меры правительства относятся к сохранению жизни их, и что чрез бережливость таких вещей они подвергнутся гибели, могущей распространиться и на других». Помимо этого, консистория от имени духовенства обратилась к жителям с воззванием «О беспрекословном исполнении повелений гражданского начальства, относящихся к пресечению болезни холеры».

Доступное по форме, глубокое по содержанию и сильное по своему эмоциональному воздействию, воззвание это было напечатано в количестве 600 экземпляров и читалось во всех церквах на специально устраиваемых собраниях и мирских сходах. И это дало благотворные результаты. Холера отступила.

Указом Святейшего Синода 12 марта 1832 г. преосвященный Моисей был назначен Синодальным членом и экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. В далёкой Грузии Моисей чувствовал себя не совсем уютно, часто вспоминал о Саратове, тосковал по друзьям-сподвижникам и всегда был рад любой весточке, приходившей с берегов Волги.

моисей, кафедральный собор
Тбилисский кафедральный собор.

Через два года преосвященный Моисей серьёзно заболел и 13 июля 1834 г. печальный голос тифлисского соборного колокола разнёс по городу горестную весть – святитель Грузии угас. Очевидец, бывший на похоронах Моисея, отмечал: «…Стяжать в два года такие искренние слёзы от подчинённых, не осыпая их излишними милостями, такое непритворное сожаление высшего и среднего классов общества и такую любовь у всего народа возможно только с душою и сердцем покойного. Люди и других исповеданий, католики, армяне и лютеране приходили с сердечным умилением и даже со слезами на поклонение праху архипастыря. Когда в конце погребения произносима была над гробом речь, рыдания предстоящих несколько раз останавливали и смущали произносившего. Одним словом, надобно было видеть всё это собственными глазами, чтобы после не удивляться и прямо верить быстроте и силе, с какими высокая и благородная душа вождей народа овладевает его сердцем».

Владыка Моисей был погребён в Тифлисском кафедральном соборе, у северных дверей алтаря, близ образа просветительницы Грузии – равноапостольной Нины.

А в Богдановке, в храме Казанской иконы Божией Матери, настоятель, священник Андрей Зекунов в каждой литургии сегодня поминает в алтаре уроженца села Владыку Моисея.

Уже написав эту статью, я прочёл её профессору Сыркину, и он сказал слова, без которых статья была бы незавершённой:

– Личность Владыки Моисея, его биография и дела сегодня привлекают особенное внимание не только интересными фактами, но и сильным объединительным потенциалом. Служа Православию, оставив заметный след в духовной истории России, на земле Украины и Грузии Моисей роднит наши народы, он строит мостики между ними, объединяет единым прошлым и питает надежду на единое будущее, доказывая своей жизнью, что сближает нас больше, чем разделяет.

*Уточнение гл. специалиста Межархивного отдела информационно-коммуникационных проектов (МИКП) Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД) В. Ю. Кириченко. **Храм Казанской иконы Божией Матери восстановлен на средства уроженца этих мест Николая Васильевича Куликова. ***Город Царицын. Он же с 1925 года Сталинград, а с 1961 – Волгоград. ****В. Ю. Кириченко утверждает – есть сведения, что Матвей Антипов, будущий Моисей, родился в 1885 году.


Автор: Владимир МОРМУЛЬ.

Возврат к списку