К юбилею Дома Озерова



24.01.2020

К юбилею Дома Озерова

Счастливая судьба выпала на долю старинного особняка в центре Старой Коломны, который в городе называют просто – Дом Озерова. Под этим именем во все современные справочники и путеводители по Коломне вошло не только здание, которое является одним из лучших памятников гражданской архитектуры Коломны, но и Культурный Центр «Дом Озерова», который располагается в нем с 1980 года.
В 1775 году Коломну посетила Екатерина II. Вид запущенного после недавнего пожар, города побудил её распорядиться привести его в порядок. Для этого в Коломну в 1778 году был направлен М.Ф. Казаков со своими помощниками. Матвей Казаков выполнил фиксационный план Коломны и сопроводил его рисунками кремлёвских стен и башен, самых примечательных зданий в городе. Генеральный план Коломны был разработан комиссией каменного строения Санкт-Петербурга и Москвы под руководством И.И. Бецкого и утверждён 16 января 1784 года Екатериной II.
По новому регулярному плану началась планомерная пробивка улиц по прямоугольной сетке, которая совершенно изменила пространственную структуру города. Характер застройки конца XVIII – начала XIX веков был обусловлен особенностями социальной жизни, бывшей по преимуществу не дворянской, а купеческой и ремесленной. Отсюда отсутствие крупных дворянских особняков и преобладание добротных купеческих домов с хозяйственными дворами, обширных торговых сооружений и множеством церквей. В центральных районах дома богатых купцов строились по принципу городской усадьбы – главный дом и боковые флигели, выходившие на красную линию улицы, были объединены оградой с воротами.
Характерной особенностью архитектуры основной массы гражданских зданий Коломны являлось плоскостное решение главных фасадов, отсутствие колонн как наиболее выразительного элемента ордера. Позднее, с применением «образцовых» проектов стали появляться пилястры и сандрики, не нарушающие общего плоскостного характера фасадов. Искусствовед А.И. Некрасов остроумно назвал Коломенскую архитектуру – «плоский ампир».
Дом Озерова находится в квартале, ограниченном ул. Яна Грунта (бывшей Спасской), ул. Савелича (бывшей Семёновской), ул. Комсомольской (бывшей Репинской), ул. Красногвардейской (бывшей Вознесенской). Владение сформировалось в конце 18 – начале 19 веков. На плане города 1804 года показан построенный дом, который занимает угловое положение на пересечении улиц Красногвардейской и Яна Грунта. Главным западным фасадом дом обращён на торговую площадь и кремль и имеет большое градостроительное значение, закрепляя планировочную структуру квартала. Хотя документальных источников пока не найдено, высокие художественные достоинства здания позволяют предположить участие в разработке проекта одного из столичных зодчих круга М.Ф. Казакова.
В частности, в 1792-1799 годах, на углу Комсомольской и Красногвардейской улиц была построена ротонда Вознесенской церкви, видимо, архитектором школы Матвея Казакова. К ротонде Вознесенской церкви позднее была пристроена трапезная и колокольня. Композиция плана схожа в целом с планом неизвестной церкви в альбомах Казакова и восходит по архитектурно-композиционному решению к церкви Космы и Домиана на Маросейке в Москве (1791 – 1803). Позже в этом же квартале было построено здание городской больницы на Комсомольской улице (1835 год), повторяющее трёхчастную композицию фасада дома Озерова, но уже с более ярко выраженным ампирным декором и по объёмно-пространственному решению напоминает городскую усадьбу Губина в Москве. Эти три здания, находящиеся в одном квартале, тяготеют к лучшим образцам московской классической архитектуры М.Ф. Казакова, приведённых в его альбомах. Следует указать, что подобных зданий в Коломне больше не встречается.
Заказчиком проекта жилого дома, видимо, был богатый купец. Дом построен в формах зрелого классицизма, хотя его планировочное решение характерно для купеческого дома. Первый этаж предполагался под торговые помещения и имел главный центральный вход со стороны торговой площади. Жилая часть занимала второй этаж. Вход на парадную лестницу в жилые покои находился в углу дворового фасада. Видимо, именно поэтому здание имеет два равноценных фасада – главный, с центральным шестиколонным портиком, обращённым к площади, и дворовый, тоже с центральным портиком, архитектурно оформленным боковыми декоративными арками, объединяющими второй этаж и мезонин, и балконом с декоративным фронтоном между ними. «Величественный классицизм» – так назвал его искусствовед А.И. Некрасов.


Источник: Пресс-релиз Дома Озерова
Короткая ссылка на новость: https://colomna.ru/~FcneG

97