Под стальным панцирем



07.10.2020

Под стальным панцирем

"По Коломне ездит бронепоезд!" Такая новость недавно облетела социальные сети. У кого-то она вызвала живое любопытство, а кого-то и заставила понервничать. Оказалось, что это копия бронепоезда времён Великой Отечественной войны, которая находится на испытаниях в акционерном обществе "ВНИКТИ". Заместитель генерального директора института по научной работе Андрей Александрович Лунин рассказал корреспонденту КТВ о целях этих испытаний и раскрыл некоторые страницы славной истории боевых поездов.

Под стальным панцирем трудно угадать контуры старенького паровоза серии "Эр". Одетые в броню "эшки" и "овечки" водили по дорогам войны грозные бронепоезда. В лабораториях акционерного общества "ВНИКТИ" исследуют самые разные локомотивы и вагоны, в том числе уникальные новейшие разработки, но вот бронепоезд на территории института появился впервые. Это точная копия, или, как говорят железнодорожники, реплика, созданная в специализированных мастерских "Российских железных дорог" по чертежам, найденным в Подольском архиве Вооружённых сил.

"Состоит он из бронепаровоза, в котором находилась рубка управления командира на тендере, который связан с кабиной машиниста бронедверью. Кроме того, были две артиллерийские бронеплатформы, две зенитные бронеплатформы и две бронеплатформы для перевозки запасных частей, для ремонта железнодорожного пути и высадки десанта. Артиллерийские бронеплатформы были оборудованы 76-миллиметровыми артиллерийскими орудиями, которые были установлены в башне танка Т-4".  

Башня "тридцатьчетвёрки" подлинная, все вооружение бронепоезда действующее, он укомплектован полностью, как было положено его боевому прообразу: стрелковым оружием, системами наблюдения, радиостанцией и даже инвентарём для экстренного ремонта путей. Бронепаровоз находится в рабочем состоянии, на ходу. Всего было изготовлено две таких копии: одна - в Орле, другая - в Туле. Копия бронепоезда, сделанная тульскими мастерами, в первых числах октября уже заняла своё почётное место в экспозиции парка "Патриот" в Кубинке. А вторая копия останется в АО "Российские железные дороги" как передвижной музей, которому предстоит побывать в разных уголках нашей страны. Коломна, акционерное общество "ВНИКТИ" стали первой остановкой на пути необычного поезда-музея. Пучки проводов на броне идут к датчикам, которые помогут составить полную картину физического (точнее, технического) состояния махины весом примерно 450 тонн.

"В нашем институте проводятся испытания ходовые, динамические, прочностные, тормозные и по воздействию на путь с целью установления допускаемых скоростей движения по путям общего пользования АО "РЖД". Реплика бронепоезда является своего рода передвижным музейным экспонатом, поэтому, для того чтобы безопасно мог бронепоезд перемещаться из города в город, необходимо проведение таких испытаний".

Серия БП-43 была самой массовой в годы Великой Отечественной войны, всего был изготовлен 21 такой бронепоезд. Многие из них получили имена и навечно вписали их в славную летопись Победы. Такие, например, как "Козьма Минин" и "Илья Муромец".   "Козьма Минин" был изготовлен на станции Горький, принимал участие во многих боях Великой Отечественной войны, в частности, в обороне Тулы, в освобождении Орла, в освобождении Брянска, в освобождении Гомеля. Далее бронепоезд участвовал в освобождении Варшавы. Кстати, благодарные жители Польши подарили экипажу бронепоезда бронзового льва за мужество и героизм и за своё освобождение. Закончил войну бронепоезд, как и положено настоящему герою, в логове врага. Правда, в Берлин ему войти не удалось, так как немцы подорвали мост через Одер, остановился он в 50 километрах от Берлина".

Не менее славный боевой путь прошёл "Илья Муромец", построенный на родине былинного богатыря. А более всего он известен тем, что одолел самого "Адольфа Гитлера". Так назывался бронепоезд врага, с которым "Илья Муромец" сошёлся в единственной в истории войны дуэли бронепоездов.

"В июне 44-го года немецкий бронепоезд стал регулярно обстреливать позиции советских войск близ станции Коваль Волынской области Украины. Ну и, соответственно, наши бойцы вычислили перемещения немецкого бронепоезда, точку, с которой он открывал огонь, и заблаговременно, под прикрытием ночи, в противовес ему был выставлен бронепоезд "Илья Муромец". Здесь педантичность немцев сыграла с ними злую шутку: в строго определённое время они вышли на позиции - и подверглись обстрелу со всех стволов нашего бронепоезда. И, соответственно, немецкий бронепоезд вермахта был разбит в пух и прах".

Сотрудникам ВНИКТИ уже доводилось проводить испытания старинных паровозов, предназначавшихся для музейных или экскурсионных ретропоездов. Однако свою сегодняшнюю работу с копией БП-43 они считают особой честью и уникальной возможностью прикоснуться к славной истории бронепоездов - стальных солдат Великой Отечественной войны.


Источник: КТВ

Короткая ссылка на новость: https://colomna.ru/~rjXJk

369