62 года назад "Генерал" сдал пост



29.06.2018

62 года назад "Генерал" сдал пост

29 июня 1956 года на Коломенском заводе были одновременно выпущены последний паровоз (П36-0251) и первый тепловоз (ТЭЗ-1001).

П36-0251 стал последним построенным паровозом Коломенского завода и последним выпущенным в СССР пассажирским паровозом. На дверце дымовой коробки и дымоотбойных щитах этого локомотива было написано: "1869 г. - 1956 г. 10420. Последний паровоз постройки Коломенского завода им. В.В.Куйбышева" (10 420 - заводской номер паровоза).

Серийное производство П36 на Коломенском заводе началось в 1954 году. Всего завод выпустил 251 паровоз, получивший народное прозвище "Генерал". Они водили пассажирские поезда на главных магистралях страны. Однако в дальнейшем тепловозы и электровозы вытеснили "Генералов" на отдаленные железные дороги. Последним годом работы П36 считается 1974 год, когда их ещё эксплуатировали в депо Могоча и Белогорск Забайкальской железной дороги.

В феврале 1956 года на XX съезде КПСС было принято указание о широком внедрении электровозов и тепловозов. Самой массовой серией тепловозов на железных дорогах СССР стали тепловозы ТЭЗ. Чтобы исполнить решение съезда партии, ТЭЗы строили сразу три завода: Харьковский, Коломенский и Ворошиловградский. Первый тепловоз ТЭЗ-1001 производства Коломенского завода "принял пост" у П36-0251 29 июня 1956 года.

Сейчас П36-0251 и ТЭЗ-1001 занимают почетные места в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге. Интересно, что этот паровоз - один из немногих, на которых в центре звезды на фронтоне сохранилось барельефное изображение Ленина и Сталина. На большинстве П36 этот барельеф в рамках борьбы с "культом личности" был заменен на герб СССР. А силуэт тепловоза ТЭЗ отлично знаком любителям футбола: ведь он является частью эмблемы ФК "Локомотив".

"Генералы" - паровозы-памятники - также стоят на вокзалах и в депо в разных регионах России, водят ретро-поезда, в том числе поезда Победы.

А строительством тепловозов Коломенский завод занимается до сих пор, пока в России остаются неэлектрифицированные участки железных дорог. Так, на днях получил сертификат соответствия модернизированный тепловоз ТЭП70БС коломенского производства.


Источник: http://vestiregion.ru/2018/06/25/pamyatnye-i-znamenatelnye-daty-nashej-istorii-s-25-iyunya-po-1-iyulya-2018-goda/
Короткая ссылка на новость: https://colomna.ru/~jB6P3

166