Сolomna.ru
Новостной портал Коломны
10 июля исполнилось 90 лет со дня рождения Валентина Павловича Стрельникова. Старшее поколение коломенцев хорошо помнит этого большого во всех смыслах человека. Валентин Павлович руководил известным в стране и далеко за её пределами Коломенским заводом с июня 1973 по сентябрь 1986 года. К слову, это больше, чем кто-либо из 34 директоров предприятия в советский и постсоветский периоды. Да и среди 37 директоров, что управляли Коломзаводом за всю его 156-летнюю историю, Стрельников – в первой четвёрке директоров-долгожителей.
Ветераны Коломзавода отзываются о Валентине Павловиче Стрельникове в один голос: директор с большой буквы, способный увидеть в маленьком большое, верно оценить перспективы, мыслить масштабно, ставить серьёзные задачи и грамотно вести за собой коллектив по пути их решения, востребованный всегда и всюду, несмотря ни на какие трудности и времена, при всём при том, демократичный человек. Он мог наравне разговаривать и с министром СССР, и с рабочими в цехах, не чураясь здороваться с ними за руку. Все знали, что интересуется генеральный директор их житьём-бытьём искренне, всегда готовый помочь. И что примечательно, Стрельников умел совмещать всё это с задачами, стоящими перед почти 25-тысячным коллективом предприятия. Таким остаётся в памяти многих коломзаводцев генеральный директор производственного объединения «Коломенский завод» Валентин Павлович Стрельников. Да, думается, иначе и быть не может.
Он родился в семье железнодорожника на Тамбовщине. Были семилетка, десятилетка, а потом Коломенский паровозостроительный техникум (семья к тому времени перебралась в Московскую область). В 1950 году техник-механик по паровозостроению Валентин Стрельников был направлен на работу на Коломенский паровозостроительный завод имени В. В. Куйбышева. Этому заводу он сохранил верность на всю жизнь.
Высшее образование по специальности инженер-механик по локомотивостроению в КФ МИЭМ Стрельников получил в 1963 году без отрыва от производства. Его послужной список как прямая дорога к вершине. При этом каждая должность отражает веху в развитии родного завода. Помощник мастера, мастер, начальник пролёта – это всё в паровозостроительном и паровозомеханическом цехах. Старший мастер, замначальника уже тепловозомеханического цеха, начальник рамно-кузовного цеха, секретарь парткома, директор завода, генеральный директор производственного объединения. Ну, а дальше уже – за пределами Коломзавода, генеральный директор научно-производственного объединения «Коломнатепловозпуть», директор ВНИТИ. Достойный послужной список. Но это было отнюдь не лёгкое движение по карьерной лестнице – каждый шаг по ней означал победу руководимого Стрельниковым коллектива. Тогда работали, не отрываясь от станка. План должен был быть выполнен любой ценой. Груз ответственности просто давил. Стране до зарезу в большом количестве требовались мощные пассажирские тепловозы и дизели. На Стрельникова явно рассчитывали в Министерстве тяжёлого транспортного и энергетического машиностроения. И Валентин Павлович не подвёл! Хотя бывало всякое. Знавшие его люди вспоминают почти курьёзный случай. На Коломзаводе проходила торжественная церемония награждения Стрельникова орденом Трудового Красного Знамени, и надо же такому случиться, что в этот же день пришёл приказ вышестоящего начальства о выговоре. Но на заводе только посмеялись над неповоротливой бюрократической машиной.
Это под руководством Валентина Павловича Стрельникова Коломзавод создал и модернизировал новые дизели, а пассажирский тепловоз ТЭП70 мощностью четыре тысячи лошадиных сил, способный развивать скорость 160 километров в час, запустил в серию. Стрельников начал модернизацию самого Коломенского завода! Предприятие должно было далеко в Ямки и Митяево раздвинуть свои границы. Были построены и успешно введены в эксплуатацию новые цеха: ЗПЦ-1, РКЦ-2, ТМ-2, М-14, М-15, Т-3, сборочный пролёт машиносборочного цеха, реконструированы металлургические цеха, расширено кузнечное производство.
Ну и, конечно, в заданном количестве завод выпускал тепловозы и дизели. За 13 с небольшим лет, когда предприятием руководил Валентин Павлович, неоднократно завод выходил победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании (и пусть оно во многом было пронизано формализмом, но количество дизелей и тепловозов, построенных коломзаводцами, говорит само за себя). Именно за выпущенную продукцию, которая мчала по железным дорогам нашей и других стран несчётное количество пассажиров и грузов, поддерживала боевую мощь ВМФ, Коломенский завод неоднократно удостаивался всесоюзных наград. Эти успехи были успехами и Валентина Павловича Стрельникова, труд которого был отмечен орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Знак Почёта и другими наградами. В течение 10 лет Стрельников был депутатом Верховного Совета РСФСР. Он избирался делегатом XXVI Съезда КПСС.
Но у директора Стрельникова душа болела и за людей, за трудовой коллектив. Ветераны завода помнят, сколько жилья, социнфраструктуры тогда строило производственное объединение, в которое входило семь предприятий. Только в Коломне, где был создан трест «Стройдизельмаш»: общежития, жилые дома, а также детские сады. Было снесено несколько кварталов развалюх вдоль улицы Октябрьской революции между улицей Калинина и Окским проспектом, между Садом Дворца и бульваром Лебедянского, на месте нынешнего так называемого «голубого квартала». Здесь были построены общежития и многоэтажные дома для работников предприятия. К слову, сам Стрельников с семьёй из пяти человек долгое время ютился в 14-метровой комнатушке на улице Малышева, потом была двушка и лишь затем он переехал в трёхкомнатную квартиру в доме в Парковом проезде. Строительство моста через Озёрскую ветку профинансировал Коломзавод, как и всем тогда известного ЛТП, в котором располагался цех М-12 предприятия. Ну, а подсобное хозяйство под Туменским, которое сыграло свою положительную роль в очень трудные годы горбачёвской перестройки! А турбаза «Альбатрос» на Азовском море, ставшая любимым местом отдыха коломзаводцев – всего и не перечислишь! Но в 1986 году началась перестройка. Многие планы оказались забытыми. Стрельников стал директором ВНИТИ. Компетентные люди уверены, что это благодаря усилиям Валентина Павловича Стрельникова ВНИТИ уцелел в сумасшедшие девяностые, когда подобные институты закрывались пачками, и теперь уже под вывеской ВНИКТИ процветает. Но и на новой работе, и до конца своих дней Стрельников не забывал родной Коломенский завод, которому отдал 36 лет. Что и говорить, это же целая жизнь... Да ещё какая замечательная жизнь Генерального Директора Валентина Павловича Стрельникова!