Стрельников Валентин Павлович (к 90-летию со дня рождения)
starzbet alembahis betriyal, hermesbet pekinbet casinoplus orisbet, vaycasino, betorspin betkom betine

10 июля исполнилось 90 лет со дня рождения Валентина Павловича Стрельникова. Старшее поколение коломенцев хорошо помнит этого большого во всех смыслах человека. Валентин Павлович руководил известным в стране и далеко за её пределами Коломенским заводом с июня 1973 по сентябрь 1986 года. К слову, это больше, чем кто-либо из 34 директоров предприятия в советский и постсоветский периоды. Да и среди 37 директоров, что управляли Коломзаводом за всю его 156-летнюю историю, Стрельников – в первой четвёрке директоров-долгожителей.

коломзавод, стрельников
Валентин Павлович Стрельников.

Ветераны Коломзавода отзываются о Валентине Павловиче Стрельникове в один голос: директор с большой буквы, способный увидеть в маленьком большое, верно оценить перспективы, мыслить масштабно, ставить серьёзные задачи и грамотно вести за собой коллектив по пути их решения, востребованный всегда и всюду, несмотря ни на какие трудности и времена, при всём при том, демократичный человек. Он мог наравне разговаривать и с министром СССР, и с рабочими в цехах, не чураясь здороваться с ними за руку. Все знали, что интересуется генеральный директор их житьём-бытьём искренне, всегда готовый помочь. И что примечательно, Стрельников умел совмещать всё это с задачами, стоящими перед почти 25-тысячным коллективом предприятия. Таким остаётся в памяти многих коломзаводцев генеральный директор производственного объединения «Коломенский завод» Валентин Павлович Стрельников. Да, думается, иначе и быть не может.

Он родился в семье железнодорожника на Тамбовщине. Были семилетка, десятилетка, а потом Коломенский паровозостроительный техникум (семья к тому времени перебралась в Московскую область). В 1950 году техник-механик по паровозостроению Валентин Стрельников был направлен на работу на Коломенский паровозостроительный завод имени В. В. Куйбышева. Этому заводу он сохранил верность на всю жизнь.

Высшее образование по специальности инженер-механик по локомотивостроению в КФ МИЭМ Стрельников получил в 1963 году без отрыва от производства. Его послужной список как прямая дорога к вершине. При этом каждая должность отражает веху в развитии родного завода. Помощник мастера, мастер, начальник пролёта – это всё в паровозостроительном и паровозомеханическом цехах. Старший мастер, замначальника уже тепловозомеханического цеха, начальник рамно-кузовного цеха, секретарь парткома, директор завода, генеральный директор производственного объединения. Ну, а дальше уже – за пределами Коломзавода, генеральный директор научно-производственного объединения «Коломнатепловозпуть», директор ВНИТИ. Достойный послужной список. Но это было отнюдь не лёгкое движение по карьерной лестнице – каждый шаг по ней означал победу руководимого Стрельниковым коллектива. Тогда работали, не отрываясь от станка. План должен был быть выполнен любой ценой. Груз ответственности просто давил. Стране до зарезу в большом количестве требовались мощные пассажирские тепловозы и дизели. На Стрельникова явно рассчитывали в Министерстве тяжёлого транспортного и энергетического машиностроения. И Валентин Павлович не подвёл! Хотя бывало всякое. Знавшие его люди вспоминают почти курьёзный случай. На Коломзаводе проходила торжественная церемония награждения Стрельникова орденом Трудового Красного Знамени, и надо же такому случиться, что в этот же день пришёл приказ вышестоящего начальства о выговоре. Но на заводе только посмеялись над неповоротливой бюрократической машиной.

коломзавод, ТЭП70
Запуск в серию нового пассажирского тепловоза ТЭП70. В. П. Стрельников первый слева.

Это под руководством Валентина Павловича Стрельникова Коломзавод создал и модернизировал новые дизели, а пассажирский тепловоз ТЭП70 мощностью четыре тысячи лошадиных сил, способный развивать скорость 160 километров в час, запустил в серию. Стрельников начал модернизацию самого Коломенского завода! Предприятие должно было далеко в Ямки и Митяево раздвинуть свои границы. Были построены и успешно введены в эксплуатацию новые цеха: ЗПЦ-1, РКЦ-2, ТМ-2, М-14, М-15, Т-3, сборочный пролёт машиносборочного цеха, реконструированы металлургические цеха, расширено кузнечное производство.

коломзавод, съезд КПСС, делегат
Делегаты XXVI Съезда КПСС. В. П. Стрельников первый слева в верхнем ряду.

Ну и, конечно, в заданном количестве завод выпускал тепловозы и дизели. За 13 с небольшим лет, когда предприятием руководил Валентин Павлович, неоднократно завод выходил победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании (и пусть оно во многом было пронизано формализмом, но количество дизелей и тепловозов, построенных коломзаводцами, говорит само за себя). Именно за выпущенную продукцию, которая мчала по железным дорогам нашей и других стран несчётное количество пассажиров и грузов, поддерживала боевую мощь ВМФ, Коломенский завод неоднократно удостаивался всесоюзных наград. Эти успехи были успехами и Валентина Павловича Стрельникова, труд которого был отмечен орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Знак Почёта и другими наградами. В течение 10 лет Стрельников был депутатом Верховного Совета РСФСР. Он избирался делегатом XXVI Съезда КПСС.

коломзавод, стрельников
Коломзавод. Рабочие моменты.

Но у директора Стрельникова душа болела и за людей, за трудовой коллектив. Ветераны завода помнят, сколько жилья, социнфраструктуры тогда строило производственное объединение, в которое входило семь предприятий. Только в Коломне, где был создан трест «Стройдизельмаш»: общежития, жилые дома, а также детские сады. Было снесено несколько кварталов развалюх вдоль улицы Октябрьской революции между улицей Калинина и Окским проспектом, между Садом Дворца и бульваром Лебедянского, на месте нынешнего так называемого «голубого квартала». Здесь были построены общежития и многоэтажные дома для работников предприятия. К слову, сам Стрельников с семьёй из пяти человек долгое время ютился в 14-метровой комнатушке на улице Малышева, потом была двушка и лишь затем он переехал в трёхкомнатную квартиру в доме в Парковом проезде. Строительство моста через Озёрскую ветку профинансировал Коломзавод, как и всем тогда известного ЛТП, в котором располагался цех М-12 предприятия. Ну, а подсобное хозяйство под Туменским, которое сыграло свою положительную роль в очень трудные годы горбачёвской перестройки! А турбаза «Альбатрос» на Азовском море, ставшая любимым местом отдыха коломзаводцев – всего и не перечислишь! Но в 1986 году началась перестройка. Многие планы оказались забытыми. Стрельников стал директором ВНИТИ. Компетентные люди уверены, что это благодаря усилиям Валентина Павловича Стрельникова ВНИТИ уцелел в сумасшедшие девяностые, когда подобные институты закрывались пачками, и теперь уже под вывеской ВНИКТИ процветает. Но и на новой работе, и до конца своих дней Стрельников не забывал родной Коломенский завод, которому отдал 36 лет. Что и говорить, это же целая жизнь... Да ещё какая замечательная жизнь Генерального Директора Валентина Павловича Стрельникова!



Автор: Игорь СИМАКОВ.
Номер газеты: 28 (961) от 17 июля 2019 г.

Возврат к списку