Стрельников Валентин Павлович

В августе 1950 года в паровозомеханический цех Коломенского паровозостроительного завода им. В. В. Куйбышева пришёл новый помощник мастера – выпускник техникума Валентин Стрельников. Четырёх месяцев оказалось достаточно, чтобы молодой специалист заявил о себе как о профессионале, способном самостоятельно организовывать работу подчинённых. Уже в 1951-м он становится мастером. Ещё через три года стал начальником пролёта. К тому эпохальному периоду, когда предприятие переходило с производства паровозов на выпуск тепловозов, Валентин Павлович уже имел опыт работы и авторитет в коллективе.

стрельников, коломзавод, директор
Валентин Павлович Стрельников.

Переход на выпуск тепловозов совершался без остановки производства. Производственные подразделения, в их числе и пролёт, возглавляемый Стрельниковым, продолжали комплектовать деталями и узлами последние запланированные паровозы, одновременно готовя технологические цепочки для выпуска новой продукции. Практически все станки в цехе постепенно демонтировались. Часть из них ликвидировалась, другая – модернизировалась и выстраивалась в технологические цепочки вместе с новыми универсальными и специальными станками.

Работа требовала неординарного подхода к решению возникающих задач. В 1957 году Валентин Павлович был назван в числе лучших новаторов производства предприятия. Три его рационализаторских предложения дали значительный экономический эффект – 48 644 рубля в год.

В 1963 году в жизни героя этого рассказа произошли два важных события. Он успешно окончил факультет локомотивостроения Всесоюзного заочного политехнического института и был назначен начальником недавно введённого в строй рамно-кузовного цеха. Вступление в новую должность совпало с освоением серийного выпуска тепловозов ТЭП60.

Отрабатывать новые технологии приходилось в условиях действующего производства, когда нужно не только выполнять все плановые задания, но и плотно работать с конструкторами и технологами. И Стрельникову это удавалось. Он досконально знал состояние производства, персонал, оперативно управлял всеми процессами и тесно взаимодействовал с различными заводскими службами. В том, что уже в 1965 году выпуск пассажирских тепловозов ТЭП60 составлял почти третью часть от всей заводской продукции, была значительная заслуга Валентина Павловича и его цеха.

– Когда Стрельников стал директором завода, он имел моральное право строго спрашивать с подчинённых. Он сам прошёл через многое и знал, что ничего невозможного нет для тех, кто не «отпихивает» от себя вопросы, а работает с инициативой, добросовестно, энергично, чётко выполняет намеченное. Грамотный, последовательный, требовательный, прежде всего к себе, слов на ветер не бросающий: если сказал – обязательно выполнит, Валентин Павлович был великим руководителем и человеком на всех своих должностях. Он с честью выдержал все испытания, и медные трубы его не испортили. Я благодарен судьбе, что работал с ним и многому у него научился, – вспоминает Николай Сергеевич Чурашкин (в то время – заместитель директора завода по коммерческой части).

Видно, такова судьба была у Валентина Павловича, что на его долю, какую бы должность он не занимал, приходились масштабные и серьёзные дела. В 1965–1971 годы, когда Валентин Павлович возглавлял партийную организацию Коломенского завода, шло освоение производства дизелей Д49, причём процесс протекал очень сложно. Как первый секретарь парткома Стрельников контролировал работу, добиваясь понимания и взаимодействия между конструкторами и производственниками. Это способствовало скорейшему выполнению всего комплекса работ по усовершенствованию конструкции двигателей.

Позитивный вклад талантливого управленца можно проследить во всех сферах заводской деятельности. При его поддержке внедрялся передовой опыт, совершенствовалась организация труда. Он настойчиво вводил в производственно-хозяйственные процессы предприятия хозяйственный расчёт. По его инициативе было создано заводское бюро научной организации труда, появились новые формы социалистического соревнования, в том числе по выполнению личных творческих планов.


В июне 1973 года В. П. Стрельников был назначен директором завода (с октября 1976 года – генеральный директор производственного объединения «Коломенский завод» Министерства тяжёлого и транспортного машиностроения).

И уже в ноябре 1977 года правительство страны приняло решение о комплексной реконструкции Коломенского завода. Валентин Павлович отлично представлял себе масштаб работы и ту ответственность, которая ложится на плечи директора, тем не менее он настойчиво «пробивал» это судьбоносное для завода решение в высоких инстанциях.

Реконструкция завода также происходила в условиях действующего производства. Впервые в практике предприятий отрасли на заводе был создан трест «Стройдизельмаш». Он начал строительство производственных и социальных объектов. Менее чем за 10 лет было возведено и сдано более 20 тысяч квадратных метров новых производственных площадей: первые очереди новых термического и кузнечно-прессового цехов, комплекса заготовительно-прессового цеха, новый плавильный пролёт фасонно-сталелитейного цеха, административно-бытовые помещения в семи цехах. Много внимания уделялось развитию филиалов Коломенского завода в Сокирянах, Бериславе и Кировограде.

С 1976 по 1980 год в заводских подразделениях внедрили около тысячи единиц нового прогрессивного оборудования. Установили специальные станки, станки с ЧПУ, поточные линии, 7000 единиц спецоснастки и инструмента. Несмотря на реконструкцию, производство наращивало выпуск серийной продукции. Ежемесячно завод производил до 110 дизельных двигателей, создавались новые марки высокофорсированных дизельных двигателей, в том числе и для белорусских большегрузых самосвалов «БелАЗ».

И в бытность секретарём заводского комитета КПСС, и на посту директора завода Стрельников много внимания уделял улучшению жилищных условий заводчан, их социальной защищённости и отдыху. Для них были построены десятки жилых многоквартирных домов, ставшие основой новых микрорайонов: в Колычёве, на улицах Ленина и Октябрьской революции. Открылись новые современные детские комбинаты с бассейнами. Работники отдыхали в лучшем в городе санатории-профилактории, на турбазе «Чайка», теплоходе «Чайка», турбазе «Альбатрос», построенной предприятием на Азовском море. Восемнадцать детских садов и яслей Коломенского завода, пионерский лагерь «Лесная сказка» были лучше других в городе укомплектованы всем необходимым. Если чего-то детям не хватало, Валентин Павлович доставал из-под земли. Путепровод и трамвайные пути в Колычёве, котельная на ул. Гагарина, половина подземных коммуникаций для телефонизации и многое другое было построено для горожан по инициативе В. П. Стрельникова.

Благодаря волевому участию Валентина Павловича, заводом было построено новое учебное здание ГПТУ-6. На тот момент оно стало самым оснащённым и обустроенным из всех подмосковных профучилищ.


Он жил заводом и для завода, поэтому решение о назначении В. П. Стрельникова генеральным директором научно-производственного объединения «Коломнатепловозпутьмаш», впоследствии реорганизованного во Всесоюзный научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин – ВНИТИ (ныне ВНИКТИ), Валентин Павлович и коллектив завода восприняли болезненно. На последнее итоговое совещание, которое проводил Валентин Павлович, многие заводчане пришли, чтобы поблагодарить своего директора за всё, что он сделал для предприятия и его работников.

На новой должности Валентин Павлович остался верен себе. Он внимательно анализировал процессы работы института для создания наиболее эффективной структуры управления ВНИТИ, обеспечил переход на новые формы организации и оплаты труда, способствовал скорейшему внедрению научных рекомендаций. В годы постперестроечного кризиса, а руководил он институтом до 1998 года, Валентин Павлович обеспечил переход ВНИТИ в сферу руководства Министерства путей сообщения. Это позволило расширить научные исследования, развивать конструкторские и технологические разработки и практически участвовать в создании современного подвижного состава для железных дорог страны в новых экономических условиях.

В домашнем архиве семьи Стрельниковых хранятся документы, напоминающие о ещё одной стороне деятельности Валентина Павловича – депутатской. С 1969 года в течение четырёх созывов он избирался депутатом Московского областного совета народных депутатов, был и народным избранником в Верховном Совете РСФСР, неоднократно работал депутатом в городском совете.


Всё своё свободное время Валентин Павлович проводил с женой и детьми. Многочисленные фотографии запечатлели Стрельниковых, катающихся на лыжах в зимнем лесу, отдыхающих в палатке на берегу реки, осматривающих достопримечательные места нашей страны. Детей и даже внуков Валентин Павлович не баловал. Был к ним более требовательным, чем к подчинённым. На всю жизнь запомнили Валерий и Игорь слова отца: «Я всего добился своим трудом, и вы должны добиваться своих целей самостоятельно». Они передали этот наказ и своим детям. Как говорит внук Павел, это стало девизом уже его семьи. Авторитет Валентина Павловича в семье был и остаётся огромным. Он мог лишь посоветовать, объяснить, но никогда не «давил» на сыновей. Свою дорогу в жизни они выбрали самостоятельно. Валерий стал кадровым военным, служил в различных регионах России и в горячих точках. В отставку ушёл в звании полковника. После демобилизации вместе с женой и сыновьями вернулся в Коломну, где работал в группе компаний «Гарантия». Второй сын Валентина Павловича Игорь после окончания технического вуза сделал успешную карьеру на одном из предприятий Санкт-Петербурга.


За свою продолжительную трудовую жизнь Валентин Павлович был награждён орденами «Знак Почёта» (1966 г.), Октябрьской революции (1971 г.), Трудового Красного Знамени (1981 г), медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда», значком «Почётный железнодорожник» и множеством Почётных грамот. В 1989 году вместе с главными специалистами завода (коллегами по работе) В. П. Стрельников стал лауреатом Государственной премии СССР.

В 2000 году Валентин Павлович ушёл из жизни, но его имя остаётся эквивалентом достоинства, компетенции, надёжности деловой репутации у всех, кто его знал.



Автор: Елена ЗОРИНА, Елена ТАРАСОВА.

Возврат к списку