Общая информация
Коломенская старина
Коломна промышленная
Коломна спортивная

Коломна промышленная

Коломна издревле была торговым и промышленным городом. Выгодное географическое положение на перекрестке торговых путей, в том числе водных, стимулировало развитие промыслов и мануфактур. Бурно оно проходило в петровское время, когда в городе возникли полотняные, суконные и шелковые мануфактуры, кирпичные заводы. Сукно, брезент и полотно требовались молодой русской армии. Имя города сохранилось в названии одного из сортов полотна: «коломенка» или «каломянка». А шелковые платки из Коломны были известны и европейским модницам.

Коломенская округа богата природными ресурсами, которые с древних времен использовались в строительстве. В первую очередь это богатые залежи известняков, а также кирпичная глина, бутовый камень, речной песок. Из местного материала был построен коломенский кремль, местный известняк использовался спустя века для его реконструкции, а также для возрожденного храма Христа Спасителя в Москве. С XIX века отсчитывает свою историю Щуровский цементный завод, основанный предпринимателем Эмилем Липгартом. Коломенский известняковый щебень, песок, природный камень применяется в производстве современных материалов для дорожного и жилищного строительства.

По-настоящему промышленной Коломна стала во второй половине XIX века, с началом строительства железных дорог, в том числе Московско-Саратовской.

В 1862 году под руководством инженера Аманда Егоровича Струве был построен железнодорожный мост через Москва-реку и началось движение по Коломенскому участку дороги Москва-Саратов. Для продолжения железной дороги понадобилось строительство более протяженного моста через Оку. В сентябре 1863 года Аманд Струве приступил к возведению мастерских на левом берегу Оки для изготовления металлических ферм будущего моста. С этих событий начинался механический и литейный Завод инженеров братьев Струве, впоследствии - Коломенский завод, прославленный в истории промышленности России.

В первые годы своего существования завод специализировался на строительстве мостов: от Серпухова до Курска и Киева, от Коломны до Воронежа. Самым большим считался Киевский мост через реку Днепр протяженностью свыше 1 км. По заказу Московской городской Думы в 60–70-х годах XIX века Коломенский завод строит мосты для первопрестольной – Бородинский, Краснохолмский, Москворецкий и Крымский. Чудом архитектурной и технической мысли своего времени является Литейный мост через Неву в Петербурге

В марте 1969 года завод выпустил свой первый паровоз, который развивал скорость до 20 км в час, к концу года таких паровозов было 15. В 70-е годы на Коломенском заводе начался выпуск паровозов по собственным чертежам, сначала товарных, а затем — пассажирских. К концу 70-х годов было также налажено производство речных буксиров и пароходов. Коломенские пароходы перевозили грузы и пассажиров по Волге, Оке, Москве, Северной Двине.

Производил завод также конные и паровые сельскохозяйственные машины, а в 1891 году из ворот Коломенского завода вышли первые в россии трамваи, предназначенные для киевской электрической трамвайной линии Крещатик - Подол.

На заводе в Коломне построены первое в мире судно с дизельной установкой — буксир «Коломенский дизель», первый российский серийный тепловоз. За свою историю завод выпустил огромное количество тепловозов, паровозов, теплоходов, трамваев, электровозов, пароходов, газотурбовозов, вагонов, мостов и другой продукции, которая была известна не только на всю Россию, но и за рубежом. В годы войны завод обеспечивал нужды фронта: ремонтировал танки, строил бронепоезда, изготовлял боеприпасы. В 1943 году завод возобновил выпуск паровозов и дизелей. В ноябре 1953 года завод выпустил десятитысячный паровоз.

В советские времена КМЗ был награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.

Сегодня продукция Коломенского завода — магистральные тепловозы и электровозы, дизельные двигатели, многотопливные электростанции и электроагрегаты.

В 2013 году Коломенский завод торжественно отметил свое 150-летие.

Славную историю имеет также коломенское открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Конструкторское бюро машиностроения" (ОАО "НПК "КБМ") - крупный конструкторский и научно-производственный центр, проводящий работы по проектированию, изготовлению, испытанию и в целом комплексной отработке вооружения и военной техники различного направления. Предприятие было создано Постановлением Государственного Комитета Обороны № 1576 от 11 апреля 1942 г. специально для разработки минометного вооружения. В тяжелейших военных словиях коллектив КБС под руководством главного конструктора Бориса Ивановича Шавырина разработал несколько модификаций минометов, которые поступили в массовое производство и обеспечили потребности фронта.

В послевоенный период (1947-56 гг.) в КБМ разработана система минометного вооружения Советской армии, завершившаяся созданием самого мощного, единственного в мире, миномета - 420-мм самоходной минометной установки "Ока".

ОАО «НПК «КБМ» является головным разработчиком переносных зенитно-ракетных комплексов серий «Стрела» и «Игла», противотанковых ракетных комплексов «Шмель», «Малютка», «Хризантема» и др., оперативно-тактических ракетных комплексов «Точка» и «Искандер», комплексов активной защиты для бронетехники.